Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. к Окружной администрации города Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), в котором просили суд признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Хатассы, для индивидуального жилищного строительства, а также возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения их прав.
В обоснование своих требований административные истцы указали, что они 22 июня 2020 года подали в Администрацию с заявление о предоставлении им для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N.
7 июля 2020 года в предоставлении данного земельного участка административным истцам было отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территории, определённой для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в порядке очередности.
По мнению Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М, указанное решение Администрации является незаконным и нарушающим их права и охраняемые законом интересы, поскольку они относятся к категории семей, имеющих трёх и более детей.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Кардашевского Е.Е. и Кардашевской Ж.М. было отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2021 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе судей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2021 года, административные исковые требования Кардашевского Е.Е. и Кардашевской Ж.М. были удовлетворены: признан незаконным отказ Администрации от 7 июля 2020 года N 956 в предоставлении административным истцам земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Якутска, с. Хатассы, для индивидуального жилищного строительства; на Администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление Кардашевского ЕЕ, Кардашевской Ж.М. о предоставлении земельного участка в собственность повторно с соблюдением установленного распоряжением Администрации от 8 сентября 2017 года N 1508р порядка организации и проведения распределения земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей на территории городского округа "город Якутск".
24 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации и Департамента, поданная ими 16 августа 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание, проведение которого по ходатайству административных ответчиков было организовано с использованием систем видеоконференц-связи с Якутским городским судом Республики Саха (Якуия), не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV (далее - Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)).
Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) для индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В силу части 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьёй 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Положениями части 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счёт заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трёх и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт, по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утверждён проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
По общему правилу, закреплённому в статье 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), предоставление земельного участка гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, производится в порядке очередности.
Порядок организации и проведения распределения земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории городского округа "Город Якутск", установлен распоряжением Администрации от 8 сентября 2017 года N 1508р.
Из содержания статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) также следует, что по итогам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии оснований для отказа, указанных в части 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет данное решение заявителю.
В свою очередь, часть 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предусматривает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом, в случаях: отсутствия оснований для отнесения граждан к лицам, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в случаях и в порядке, которые установлены настоящей статьёй и статьями 24.1, 24.4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия); реализации гражданином (одним из родителей) права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии со статьёй 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 22 июня 2020 года Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении им в собственность без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1508 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Хатассы.
Кардашевская Ж.М. состоит в списке граждан, имеющих трёх и более детей, на получение земельного участка на территории городского округа "город Якутск" за N 193.
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с распоряжением Департамента от 10 марта 2020 года за N 70-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территории, определённых для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе "город Якутск" (далее - распоряжение от 10 марта 2020 года за N 70-р), расположен на территории, определённой для предоставления земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, в порядке очередности.
Письмом от 7 июля 2020 года N 956 за подписью и.о. начальника Департамента Павлова П.А. в удовлетворении заявления административных истцов от 22 июня 2020 года было отказано в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в пределах территории, предназначенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, в порядке очерёдности, определенной в соответствии с распоряжением от 10 марта 2020 года N 70-р.
Принимая решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), указал в решении, что органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения не было учтено, что Кардашевская Ж.М. состоит в списке граждан, имеющих трёх и более детей, в целях предоставления земельного участка на территории городского округа "город Якутск", в связи с чем, отказ Администрации от 7 июля 2020 года N 956 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" Кардашевскому Е.Е, Кардашевской Ж.М. по указанному в нём основанию не может быть признан законным. Кроме того, заявление административных истцов, мотивированное наличием у них права на бесплатное предоставление земельного участка как гражданам, имеющим трёх и более детей, подлежало рассмотрению в соответствии с Порядком организации и проведения распределения земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории городского округа "Город Якутск", установленным распоряжением Администрации от 8 сентября 2017 года N 1508р, чего в данном случае сделано не было. Также суды дополнительно указали, что в пределах территории, где административными истцами испрашивается к предоставлению земельный участок, сформированы более 200 земельных участков для предоставления многодетным семьям, тогда как учётный номер Кардашевской Ж.М. - 193.
Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат указаний на обстоятельства, которые бы опровергали выводы районного суда и судебной коллегии суда апелляционной инстанции, изложенные в постановленных решении и апелляционном определении, и по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах, следовательно, в соответствии со статьёй 328 КАС РФ эти доводы не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Указание в кассационной жалобе на наличие иных оснований для отказа в удовлетворении заявления административных истцов (несоблюдение Кардашевским Е.Е. и Кардашевской Ж.М. порядка подачи заявления и отсутствие в приложении к заявлению необходимых документов; отсутствие сведений о постановке административных истцов на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях; превышение площади испрашиваемого земельного участка над максимальным размером площади земельного участка на территории города Якутска, который может быть предоставлен под индивидуальное жилищное строительство; а также то обстоятельство, что административным истцам ранее предлагался иной земельный участок, от которого они отказались), которые не были приведены в ответе Администрации от 7 июля 2020 года N 956, не свидетельствует о законности обжалуемого решения органа местного самоуправления, поскольку, как разъяснено в абзацах первом и втором пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, однако не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя основания принятого решения, совершённого действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.