Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" к комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о признании не действующими в части постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2019 года N 46/10 "Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества "Оборонэнерго" (филиал "Дальневосточный") для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы" и постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2019 года N 46/5 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя акционерного общества "Оборонэнерго" Дмитриенко Е.И, объяснения представителя акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" Дружининой Д.А, полагавшейся на усмотрение суда, а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, считавшей апелляционное определение законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, регулирующий орган) от 27 декабря 2019 года N 46/10 "Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества "Оборонэнерго" (филиал "Дальневосточный") для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы" (далее - Постановление от 27 декабря 2019 года N 46/10) установлены: необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) для акционерного общества "Оборонэнерго" (филиал "Дальневосточный") (далее - АО "Оборонэнерго", предприятие) на долгосрочный период регулирования с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года (приложение 1); долгосрочные параметры регулирования для АО "Оборонэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года (приложение 2); индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Оборонэнерго" для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") (далее - АО "ДРСК") с календарной разбивкой (приложение 3).
Постановлением Комитета от 27 декабря 2019 года N 46/5 (далее - Постановление от 27 декабря 2019 года N 46/5) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края, поставляемой прочим потребителям на 2020 год с календарной разбивкой (приложение 1), которые действуют с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
АО "Обронэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия Постановления от 27 декабря 2019 года N 46/10 в части установления на 2020 год необходимой валовой выручки (первая строка приложения N 1) и в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Оборонэнерго" на 2020 год (приложение N 3), а также Постановления от 27 декабря 2019 года N 46/5 в части учтённой при утверждении (расчёте) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" (вторая строка второй части таблицы "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год"); о возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющие акты; а также о взыскании с Комитета судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что указанные нормативно-правовые акты в оспариваемой части противоречат законодательству в сфере электроэнергетики, поскольку размер необходимой валовой выручки и индивидуальный тариф рассчитаны с нарушением принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики. Так, при определении необходимой валовой выручки необоснованно не были включены или уменьшены заявленные АО "Оборонэнерго" суммы расходов по статьям затрат: аварийно-страховой запас, материально-производственные затраты на ремонт спецтехники, автотранспорта и административных зданий, ремонт основных средств, объектов электросетевого хозяйства, а также полностью исключены из состава необходимой валовой выручки расходы на установление охранных зон на 118 объектах электросетевого хозяйства. Необоснованное занижение размера необходимой валовой выручки повлекло за собой установление экономически необоснованных тарифов для предприятия.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 12 августа 2020 года к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованного лица было привлечено АО "ДРСК".
Решением Хабаровского краевого суда от 8 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления АО "Оборонэнерго" было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года решение Хабаровского краевого суда от 8 октября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым признаны не действующими с даты принятия: Постановление от 27 декабря 2019 года N 46/10 в части установления на 2020 год необходимой валовой выручки без учёта оплаты потерь (первая строка приложения N 1) и в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Оборонэнерго" на 2020 год (приложение N 3); Постановление от 27 декабря 2019 года N 46/5 в части учтённой при утверждении (расчёте) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" (вторая строка второй части таблицы "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год"). Также указанным апелляционным определением на Комитет возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части постановления от 27 декабря 2019 года N 46/10 и от 27 декабря 2019 года N 46/5; с административного ответчика в пользу АО "Оборонэнерго" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
24 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Комитета, поданная 1 июля 2021 года через Хабаровский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного сада общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ), иными регулирующими отношения в сфере электроэнергетики федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
К таким нормативным правовым актам, в том числе, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённые приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э.
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Из содержания пунктов 1.2, 4.1.1, 4.1.2 Положения о комитете по тарифам Правительства Хабаровского края, утверждённого постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 года N 142-пр, следует, что Комитет является исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, который осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
По делу установлено, что 30 апреля 2019 года АО "Оборонэнерго" обратилось в Комитет с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, оказываемые филиалом АО "Оборонэнерго" "Дальневосточный" потребителям Хабаровского края, на долгосрочный период регулирования (2020 - 2024 годы) с календарной разбивкой.
Распоряжением Комитета от 6 мая 2019 года N 36/ТЭК открыто дело об установлении соответствующих индивидуальных тарифов для АО "Оборонэнерго" на указанный долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Оспариваемые в части Постановления от 27 декабря 2019 года N 46/10 и от 27 декабря 2019 года N 46/5 определили необходимую валовую выручку предприятия (без учёта оплаты потерь) на 2020 год в размере 346 354, 87 тыс. рублей. Данные постановления были официально опубликованы на сайте нормативных правовых актов Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://laws.khv.gov.ru) и в печатном издании "Собрание законодательства Хабаровского края".
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Хабаровский краевой суд пришёл к выводу, что указанные нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом государственной власти Хабаровского края с соблюдением формы, порядка принятия, а также с соблюдением порядка их официального опубликования. В оспариваемой части содержание Постановлений от 27 декабря 2019 года N 46/10 и от 27 декабря 2019 года N 46/5 не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Регулирующий орган верно определилнеобходимую валовую выручку (без учёта оплаты потерь) АО "Оборонэнерго" на 2020 год в размере 346 354, 87 тыс. рублей, обоснованно исключив из неё либо снизив заявленные предприятием расходы по статьям: "аварийно-страховой запас", "материально-производственные затраты на ремонт спецтехники и автотранспорта", "услуги подрядчика по ремонту объектов энерго-сетевого хозяйства", "услуги подрядчика по ремонту административного здания", "установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства".
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции согласилась с выводами Хабаровского краевого суда о соблюдении Комитетом процедуры и порядка принятия Постановлений от 27 декабря 2019 года N 46/10 и от 27 декабря 2019 года N 46/5. Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что регулирующий орган необоснованно исключил из необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" на 2020 год заявленные предприятием расходы на установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства, указав в апелляционном определении, что в силу положений статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ), пункта 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных на границах таких зон, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 (далее - Правила установления охранных зон), соответствующие расходы предприятия являлись обязательными и, с учётом положений пунктов 28, 29, 31 Основ ценообразования, подлежали включению в необходимую валовую выручку в экономически обоснованном размере, подтверждённом регулируемой организацией либо определённом Комитетом в соответствии с требованиями Основ ценообразования.
Принимая во внимание, что оспариваемые в рамках настоящего административного дела нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, признала не действующими с даты принятия Постановление от 27 декабря 2019 года N 46/10 в части установления на 2020 год необходимой валовой выручки без учёта оплаты потерь (первая строка приложения N 1) и в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Оборонэнерго" на 2020 год (приложение N 3), а также Постановление от 27 декабря 2019 года N 46/5 в части учтённой при утверждении (расчёте) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" (вторая строка второй части таблицы "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год").
Кроме того, суд апелляционной инстанции дополнительно возложил на регулирующий орган обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части Постановления от 27 декабря 2019 года N 46/10 и от 27 декабря 2019 года N 46/5.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами, положенными в основу апелляционного определения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям; уровня надёжности и качества реализуемых товаров (услуг).
Регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключённым с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.
При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очерёдности, если какой-либо из видов цен не может быть применён по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; при отсутствии указанных данных расчётные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчётах экспертных оценок, основанных на отчётных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).
В случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части (пункт 33(1) Правил государственного регулирования).
Статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации относит к числу зон с особыми условиями использования территорий охранные зоны объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
Пункт 5 Правил установления охранных зон предусматривает, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон, Из содержания части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ следует, что срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местонахождении границ зон с особыми условиями территории установлен до 1 января 2022 года.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, АО "Оборонэнерго" обязано в установленный законом срок провести кадастровые работы по определению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства и по внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, следовательно расходы предприятия на проведение соответствующих работ подлежали включению в необходимую валовую выручку на экономически обоснованном уровне, который Комитет должен был определить с учётом положений пунктов 29, 31 Основ ценообразования.
Ссылки в кассационной жалобе административного ответчика на то, что АО "Оборонэнерго" не представило в регулирующий орган необходимые документы для определения экономически обоснованного размера затрат на установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства, что Комитет был вправе полностью не принять заявленную предприятием сумму запланированных на 2020 год расходов на установление таких охранных зон (2 489, 21 тыс. рублей), что АО "Оборонэнерго" за предыдущий период долгосрочного регулирования 2015-2019 годов не расходовало средства на соответствующие цели, - не опровергают верных выводов судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, изложенных в апелляционном определении, по существу эти доводы сводятся переоценке имеющихся в деле доказательств и к неверному толкованию норм материального права, которые не могут являться основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Указание в кассационной жалобе на то, что период действия Постановления от 27 декабря 2019 года N 46/5 на дату вынесения апелляционного определения истёк, не свидетельствует о том, что суд апелляционной инстанции был не вправе, руководствуясь содержанием части 4 статьи 216 КАС РФ, признать противоречащие действующему законодательству о государственном регулировании тарифов в сфере электроэнергетики положения указанного нормативного правового акта недействующими, а также возложить на регулирующий орган обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим в части Постановление от 27 декабря 2019 года N 46/5.
В данном случае суд апелляционной инстанции учитывал то обстоятельство, что неверно определённый размер необходимой валовой выручки (без учёта оплаты потерь) АО "Оборонэнерго" на 2020 год (346 354, 87 тыс. рублей) был указан Комитетом как в Постановлении от 27 декабря 2019 года N 46/5, так и в Постановлении от 27 декабря 2019 года N 46/10, следовательно, оба взаимосвязанных нормативных правовых акта в той части, в которой они были признаны недействующими, должны быть заменены.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.