Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Свольская А.Ю. на решение Приморского краевого суда от 1 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Свольская А.Ю. к Правительству Приморского края, Думе города Владивостока, Министерству строительства Приморского края о признании недействующими в части Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14).
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Свольской А.Ю. - Елсуковой Г.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя Министерства строительства Приморского края Розова В.В, представителя Думы города Владивостока Левицкой О.А, представителя администрации города Владивостока Гороховой Е.А, а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свольская А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 900 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальное строительство, расположенного по адресу: "адрес".
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа" (далее - Генеральный план), которое было официально опубликовано в следующих печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9; "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68(238); газета "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136(4110).
Постановлением администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 февраля 2018 года и опубликованным в печатном издании "Приморская газета" 21 февраля 2018 года (N 21(1515)), в Генеральный план были внесены изменения.
Согласно Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" отнесён к функциональной зоне рекреационного назначения "зона лесов".
7 апреля 2010 года Думой города Владивостока принято решение N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (далее - Правила землепользования и застройки), которое было официально опубликовано 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39(4233) и 20 апреля 2010 года в печатном издании "Вестник Думы города Владивостока" N 32(2).
Распоряжением Департамента градостроительства Приморского края 28 марта 2018 года N 14, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года и опубликованным в печатном издании "Приморская газета" 11 апреля 2018 года (N 43(1537)), в Правила землепользования и застройки были внесены изменения.
В соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером N включён в границы территориальной зоны Р-4 ("зона лесов").
Впоследствии в Генеральный план постановлениями администрации Приморского края от 8 августа 2019 года N 519-па, от 24 декабря 2019 года N 895-па и в Правила землепользования и застройки распоряжениями департамента градостроительства Приморского края от 27 декабря 2018 года N 90, от 15 июля 2019 года N 77, от 14 августа 2019 года N 93, от 26 декабря 2019 года N 140, а также распоряжениями Министерства строительства Приморского края (далее - Министерство) от 15 января 2020 года N 3-ра, от 25 февраля 2020 года N 22-ра, от 10 апреля 2020 года N 35-ра, от 29 июля 2020 года N 98-ра, от 18 сентября 2020 года N 112-ра, от 23 октября 2020 года N 120-ра вносились изменения, которые не касались функциональной зоны и территориальной зоны расположения земельного участка с кадастровым номером N.
Свольская А.Ю. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Приморского края, Думе города Владивостока, Министерству, в котором, с учётом последующего уточнения заявленных административных исковых требований, просила признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N границ функциональной зоны рекреационного назначения:
- Генеральный план, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119;
- постановление администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края";
- постановление администрации Приморского края от 8 августа 2019 года N 519-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края";
- постановление администрации Приморского края от 24 декабря 2019 года N 895-па "О внесении изменений в постановление администрации Приморского края N 61-па от 12 февраля 2018 года".
Помимо этого, административный истец просил признать не действующими:
- Правила землепользования и застройки, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050062:522 территориальной зоны городских лесов и городских лесопарков (Р-1);
- распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года N 93 "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края N 14 от 28 марта 2018 года", распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 26 декабря 2019 года N 140 "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского N 93 от 14 августа 2019 года", распоряжение Министерства от 10 апреля 2020 года N 35-ра "Об уточнении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в отношении границ зон с особыми условиями использования территорий", распоряжение Министерства от 29 июля 2020 года N 98-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа"; распоряжение Министерства от 18 сентября 2020 года N 112-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне лесов (Р-4)).
По мнению Свольской А.Ю, оспариваемые ею нормативные правовые акты в указанной части противоречат действующему градостроительному законодательству и нарушают её права и охраняемые законные интересы, поскольку при отнесении соответствующего земельного участка к функциональной зоне рекреационного назначения (зоне лесов) и территориальной зоне лесов не учтены сложившаяся планировка территории, фактическое землепользование и вид разрешённого использования земельного участка "данные изъяты", сведения о котором имелись в Едином государственном реестре недвижимости.
Определениями Приморского краевого суда от 13 февраля, 19 марта и 22 июля 2020 года к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованных лиц соответственно привлечены администрация города Владивостока, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, краевое государственное казённое учреждение "Приморское лесничество".
Решением Приморского краевого суда от 1 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Свольской А.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года решение Приморского краевого суда от 1 октября 2020 года в части отказа Свольской А.Ю. в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании не действующими в части постановлений администрации Приморского края от 8 августа 2019 года N 519-па, от 24 декабря 2019 года N 895-па, распоряжений департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года N 93, от 26 декабря 2019 года N 140, распоряжений Министерства от 10 апреля 2020 года N 35-ра, от 29 июля 2020 года N 98-ра, от 18 сентября 2020 года N 112-ра отменено, производство по административному делу в части оспаривания указанных нормативных правовых актов прекращено по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 194, частями 1 и 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку они не нарушают либо иным образом не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
27 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Свольской А.Ю, поданная ею через Приморский краевой суд 18 августа 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи несоответствием выводов судов обстоятельствам дела и в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, а также о принятии по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Свольская А.Ю, представители Правительства Приморского края, Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, краевого государственного казённого учреждения "Приморское лесничество", которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Приморского краевого суда от 1 октября 2020 года (в той части, в которой оно было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции), а также апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 5 статьи 1, пункта 4 части 3, пункта 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план должен содержать в себе карту функциональных зон с указанием их границ и описания.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон определяются, в том числе, с учётом границ функциональных зон, установленных Генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Свольская А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 900 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальное строительство, расположенного по адресу: "адрес", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 12 февраля 2018 года сделана регистрационная запись N.
Указанный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учёт 31 мая 1995 года, в то же время, сведения о его границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости только 23 июля 2011 года.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 24, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Из содержания части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план, включающий схему функционального зонирования территории, в соответствии с которой принадлежащий административному истцу земельный участок находился в функциональной рекреационной зоне "городские леса".
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки, включающие в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером N находился в двух территориальных зонах: городских лесов и городских лесопарков (Р-1) и объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2).
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, введённой Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Статьёй 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" к полномочиям Правительства Приморского края (до 1 января 2020 года - администрации Приморского края) или уполномоченных им органов исполнительной власти Приморского края отнесены полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городского округа, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Уполномоченным Правительством Приморского края органом исполнительной власти Приморского края по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, а также по внесению в них изменений в настоящее время является Министерство (пункт 2.1.7.1 Положения о министерстве строительства Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 18 октября 2019 года N 681-па). До 1 января 2020 года данные полномочия осуществлялись департаментом градостроительства Приморского края (пункт 2.1.7.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па).
Постановлением администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа" земельный участок с кадастровым номером 25:28:050062:522 отнесён к функциональной зоне рекреационного назначения (зона лесов).
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" утверждены изменения в Правила землепользования и застройки, которые установили новую редакцию карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, согласно которой земельный участок, принадлежащий Свольской А.Ю, отнесён к территориальной зоне Р-4 (зона лесов).
По делу также установлено, что при дальнейшем внесении изменений в Генеральный план постановлениями администрации Приморского края от 8 августа 2019 года N 519-па, от 24 декабря 2019 года N 895-па, а также в Правила землепользования и застройки распоряжениями департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года N 93, от 26 декабря 2019 года N 140, распоряжениями Министерства от 10 апреля 2020 года N 35-ра, от 29 июля 2020 года N 98-ра, от 18 сентября 2020 года N 112-ра функциональное и территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером N не изменялось.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании недействующими решений Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной рекреационной зоне (городские леса)), от 7 апреля 2010 года N 462 (в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне лесов и городских лесопарков (Р-1)), а также постановления администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па (в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне рекреационного назначения (зона лесов)) и распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 (в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне лесов (Р-4)), суд первой инстанции, с выводами которого в соответствующей части согласился суд апелляционной инстанции, указал в решении, что данные нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами, с соблюдением установленного порядка, прошли процедуру официального опубликования. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в оспариваемой части положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки не противоречат, поскольку сведения о границах земельного участка с кадастровыми номером N были внесены в Единый государственный реестр недвижимости только 23 июля 2011 года, то есть Дума города Владивостока по состоянию момент принятия решений от 15 сентября 2008 года N 119 и от 7 апреля 2010 года N 462, которыми соответственно были определены границы функциональной рекреационной зоны (городские леса) и территориальной зоны лесов и городских лесопарков (Р-1), объективно не имела возможности учесть границы земельного участка с кадастровым номером N сведения о которых в Едином государственном реестре недвижимости на тот момент отсутствовали.
В дальнейшем, при принятии администрацией Приморского края постановления от 12 февраля 2018 года N 61-па применительно к земельному участку, находящемуся в собственности Свольской А.Ю, сложившееся ранее назначение функциональной зоны (зона лесов) было сохранено.
В свою очередь, изменение наименования территориальной зоны с "зоны городских лесов и городских лесопарков (Р-1)" на "зону лесов (Р-4)", которое произошло в связи с принятием департаментом градостроительства Приморского края распоряжения от 28 марта 2018 года N 14, соответствует Генеральному плану и по существу не привело к изменению градостроительного регламента.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает сделанные нижестоящими судами приведённые выводы верными.
Из содержания пункта 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под "функциональными зонами" понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Карта функциональных зон городского округа содержится в генеральном плане городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), при этом, действующее градостроительное законодательство не возлагает на уполномоченный орган обязанности обеспечить установление функциональной зоны применительно к виду разрешённого использования земельного участка, сведения о границах которого отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Как верно указали суды, постановление администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па по существу не изменяло функциональное зонирование применительно к месту расположения спорного земельного участка, определённое решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119.
В свою очередь, установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из установленного частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципа первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, установление в отношении земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны лесов требованиям градостроительного законодательства не противоречит.
Здесь же необходимо отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых норм федерального законодательства, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что нижестоящие суды всесторонне, полно и объективно исследовали представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказали в признании нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими.
Также судебная коллегия признаёт верной позицию суда апелляционной инстанции, который со ссылкой на часть 1 статьи 128, часть 1 статьи 194 и части 1 и 2 статьи 214 КАС РФ прекратил производство по настоящему административному делу в части заявленных Свольской А.Ю. требований об оспаривании постановлений администрации Приморского края от 8 августа 2019 года N 519-па, от 24 декабря 2019 года N 895-па, распоряжений департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года N 93, от 26 декабря 2019 года N 140, и распоряжений Министерства от 10 апреля 2020 года N 35-ра, от 29 июля 2020 года N 98-ра, от 18 сентября 2020 года N 112-ра с указанием на то, что данные нормативные правовые акты не изменяли функциональное и территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером N
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении, по существу они сводятся к неверному толкованию положений действующего законодательства, которое в силу положений статьи 328 КАС РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылки в кассационной жалобе на практику судов общей юрисдикции и арбитражных судов по конкретным делам, не имеют правового значения для оценки законности оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку позиция судов, изложенная в указанных в кассационной жалобе судебных постановлениях, сформирована в отношении иных фактических обстоятельств, не связанных с предметом настоящего административного спора.
Из положений статьи 126 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих её положений пункта 1 части 7 статьи 2, пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 7 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", части 4 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", следует, что разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам судебной практики на основе её изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации могут быть даны только Пленумом или Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции (в той части, в которой решение суда оставлено без изменения) и судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 1 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Свольская А.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.