Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-81/2021) по административному исковому заявлению ООО "Очистные сооружения" о признании недействующим приложения N 4 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 7 декабря 2018 года N 582-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Чернышевское" муниципального района "Чернышевский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы" в части установления тарифа на услугу "Водоотведение "**"" для населения и прочих потребителей на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе ООО "Очистные сооружения" на решение Забайкальского краевого суда от 18 июня 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 07 декабря 2018 года N 582-НПА утверждены производственные программы и установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Чернышевское" муниципального района "Чернышевский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы" (далее - Приказ N 582- НПА).
Приложением N 4 к вышеуказанному приказу установлены тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод для ООО "Очистные сооружения", осуществляющего на территории муниципального образования городское поселение "Чернышевское" муниципального района "Чернышевский район" деятельность в сфере водоотведения, на 2019-2023 годы.
В приказ N 582-НПА внесены изменения приказами РСТ Забайкальского края от 15 февраля 2019 года N 61-НПА, от 11 ноября 2019 года N 351-НПА, от 11 июня 2020 года N 93-НПА, от 18 ноября 2020 года N 344-НПА, в том числе в приложение N 4.
Общество с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" (далее - ООО "Очистные сооружения", Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 4 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 07 декабря 2018 года N 582-НПА.
Исковые требования мотивированы тем, что приложение N 4 не соответствует Федеральному закону от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Транспортировка жидких нечистот автотранспортом не предусмотрена услугой водоотведения, так как исключается использование централизованной системы водоотведения. Названная услуга фактически представляет собой услугу по вывозу жидких бытовых отходов и установление тарифа по данной услуге не относится к полномочиям РСТ Забайкальского края и нарушает права административного истца, поскольку установленный тариф не обеспечивает полного возмещения экономически обоснованных затрат.
В дополнении к административному иску административный истец указывает, что при расчете тарифа не были учтены фактические затраты предприятия при оказании услуги по вывозу жидких бытовых отходов автотранспортом, в том числе на оплату аренды транспорта, содержание гаража, иные затраты.
Решением Забайкальского краевого суда от 18 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Очистные сооружения" отказано.
Не согласившись с указанным решением, представителем ООО "Очистные сооружения" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Забайкальского краевого суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что транспортировка жидких бытовых отходов автотранспортом не предусмотрена услугой водоотведения, поскольку исключается использование централизованной системы водоотведения. Не согласны с выводом суда относительно того, что городским поселением "Чернышевское" по договору аренды передано имущество для услуг по удалению и обработке сточных вод. Указывает, что передача поселением обществу по договору аренды автотранспорта не свидетельствует о возложении на Общество обязанности по вывозу жидких бытовых отходов от спорных домов. Кроме того, указывает об ошибочных выводах суда, о том, что спорные дома вошли в системы централизованного водоотведения и были учтены при балансе водоотведения как существующего, так и прогнозного, поскольку из схемы водоотведения ГП "Чернышевское" на 2018-2028 годы видно, что централизованная система водоотведения отсутствует по адресам спорных домов.
Относительно доводов апелляционной жалобы, представителем РСТ Забайкальского края и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представителем Администрации городского поселения "Чернышевское" подано возражение на апелляционную жалобу в части домов, в которых отсутствует централизованная система водоотведения. В остальной части поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В суд апелляционной инстанции представитель ООО "Очистные сооружения" не явился, от представителя Зверевой Н.А, поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, апелляционную жалобу поддерживает в полном объеме.
Представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожкова О.Н, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского поселения "Чернышевское" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения состоит из Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 (далее по тексту - Правила регулирования тарифов).
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196 региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, в т.ч. осуществляет государственное управление и регулирование цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 13.2.21 положения следует, что Служба принимает нормативные правовые акты об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, приказы Региональной службы по тарифам и ценообразования Забайкальского края от 07 декабря 2018 года N 582-НПА, от 15 февраля 2019 года N 61-НПА, от 11 ноября 2019 года N 3541-НПА, от 11 июня 2020 года N 93-НПА, от 18 ноября 2020 года N 344-НПА приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http:/право.забайкальский край.рф) и по этим основаниям не обжалуются.
В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; централизованная система водоотведения (канализация) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадков сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Пунктом 11 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организации при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.
После определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа (подпункт "а" пункта 6 Основ ценообразования).
Из подпункта "б" пункта 11 Основ ценообразования следует, что тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих параметров: категории сточных вод:
жидкие бытовые отходы;
поверхностные сточные воды;
хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
сточные воды, отводимые иными абонентами.
Частью 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод, что абонента имеется выбор оплаты услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов путем заключения договора водоотведения с гарантирующей организацией или договора с лицом, осуществляющим вывоз жидких бытовых отходов.
При этом, в случае заключения потребителями услуг по вывозу жидких бытовых отходов непосредственно с гарантирующей организацией, оплата таких услуг должна осуществляться с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.
Из материалов дела следует, что ООО "Очистные сооружения" наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории городского поселения "Чернышевское".
Для осуществления деятельности по водоотведению на основании договора аренды на объекты недвижимого имущества муниципальной собственности городского поселения "Чернышевское" от 11 мая 2010 года, дополнительного соглашения к договору аренды ООО "Очистные сооружения" передано во временное пользование за плату в целях обеспечения потребителей городского поселения "Чернышевское" услугами по удалению и обработке сточных вод муниципальное имущество согласно приложению N 1, в том числе очистные сооружения, канализационные сети, автомашины ГАЗ-3307, ГАЗ-КО-503В (вакуумная), МК-43253 (ассенизационная).
Также из материалов дела следует и стороной административного истца не оспаривается, что Общество заключает договоры по вывозу жидких бытовых отходов, в том числе непосредственно с потребителями.
Данная услуга фактически представляет собой откачку жидких бытовых отходов (сточных вод) с септиков специализированным автотранспортом, их дальнейшее перемещение и сброс в очистные сооружения.
Кроме того, мероприятия производственной деятельности по транспортировке сточных вод отдельно от централизованного водоотведения утверждены в составе производственной программы на 2019-2023 годы.
Учитывая изложенное, статус Общества, являющегося гарантирующей организацией, что оно оказывает услуги по вывозу жидких бытовых отходов (сточных вод), судебная коллегия считает, что оказание ООО "Очистные сооружения" спорной услуги подлежит тарифному регулированию.
При этом, установление единого тарифа на услуги водоотведения для всех категорий потребителей, как имеющих подключение к центральной системе водоотведения, так и для лиц, не подключенных к центральной системе водоотведения, противоречило бы закону, поскольку при формировании тарифа его расчет осуществляется исходя из затрат регулируемой организации, необходимых для оказания соответствующей услуги.
Ссылка апеллянта на иную судебную практику является необоснованной и о неправильности выводов судов не свидетельствует, поскольку указанная административным истцом позиция суда была основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора.
Рассмотрев доводы административного искового заявления о том, что РСТ Забайкальского края при расчете тарифов не были учтены фактические расходы на аренду автотранспорта, на содержание гаража, расходы на горюче-смазочные материалы, на приобретение вспомогательных материалов, запасных частей, в том числе на приобретение шин, правильно сославшись на положения Основ ценообразования, распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2018 года "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, утвержденных Министерства транспорта Российской Федерации от 04 апреля 2002 года, краевой суд обоснованно отклонил их.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, ООО "Очистные сооружения" выводы суда в данной части не обжалуются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав, что оспариваемый в части нормативно-правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда. Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 18 июня 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ООО "Очистные сооружения" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.