Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 3 августа 2021 года (направленную почтовой корреспонденцией 24 июля 2021 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу Чижа Е.Г. на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 16 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 20 июля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, начальнику Службы Госжилинспекции Ивановской области Гладун О.А., об оспаривании действий (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-795/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Чиж Е.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, начальнику службы ГЖИ Ивановской области Гладун О.А. о признании недействительным включения в реестр домов под управление ООО "Управляющая компания Ивановского района" дома N "адрес", возложении на Службу ГЖИ Ивановской области обязанности обеспечить исключение "адрес" из реестра домов, общедомовое имущество которых обслуживает ООО "Управляющая компания Ивановского района", мотивируя требования тем, что он является собственником квартиры и общедомового имущества в указанном доме, управление которым осуществляет ООО "Управляющая компания Ивановского района". Данная управляющая организация является межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью, учрежденным сельскими поселениями Ивановского района, в связи с чем не имеет права на управление общим имуществом граждан, на заключение соответствующих договоров управления с гражданами, поскольку правомочна решать только вопросы местного значения. Исходя из этих обстоятельств, у Службы ГЖИ Ивановской области отсутствовали правовые основания для включения многоквартирного "адрес" под управление названной управляющей организации.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 16 марта 2021 года (с учетом определения суда об исправлении описки от 31 мая 2021 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 20 июля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Чижа Е.Г. отказано.
В кассационной жалобе Чижа Е.Г. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чиж Е.Г. является собственником квартиры N "адрес".
31 марта 2016 года Службой ГЖИ Ивановской области ООО "Управляющая компания Ивановского района" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N.
27 января 2017 года ООО "Управляющая компания Ивановского района" обратилось в Службу ГЖИ Ивановской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области в части изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Управляющая компания Ивановского района", путем внесения в него сведений о многоквартирном "адрес".
Этому обстоятельству предшествовало общее собрание собственников помещений указанного многоквартирного дома от 26 декабря 2016 года, на котором выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО "Управляющая компания Ивановского района", а также утверждены условия договора управления многоквартирного дома и определен срок заключения договора - 8 декабря 2016 года.
По итогам рассмотрения заявления общества от 27 января 2017 года на основании заключения специалиста Службы ГЖИ Ивановской области от 9 февраля 2017 года N 91 по результатам проверки представленного заявления и документов, Службой ГЖИ Ивановской области издан приказ от 9 февраля 2017 года N 92 о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области, которым внесены изменения в реестр лицензий Ивановской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО "Управляющая компания Ивановского района" путем включения спорного многоквартирного дома с 9 февраля 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 195 ЖК РФ).
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр.
В соответствии с требованиями Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр с указанием в нем сведений, предусмотренных пунктом 2 Порядка и приложением документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" настоящего Порядка;
несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Оценив установленные обстоятельства согласно приведенным выше положениям, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что у Службы ГЖИ Ивановской области не имелось оснований для отказа во внесении в реестр лицензий и возврата документов.
Кроме этого, суды исходили из того, что административным истцом пропущен установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с административным иском относительно даты принятия оспариваемого решения 9 февраля 2017 года, в то время, когда в суд он обратился лишь в декабре 2020 года, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлял.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что судами не дана правовая оценка тому, насколько правомерно создано ООО "Управляющая компания Ивановского района".
Действительно, исковые требования Чижа Е.Г. обусловлены тем, что указанное общество, созданное на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участниками из 22 администраций поселений и администрации муниципального района, вправе решать лишь вопросы местного значения, в то время, когда содержание имущества граждан к ним не относится.
Вместе с тем, принимая во внимание такие установленные обстоятельства, как постановка ООО "Управляющая компания Ивановского района" на учет в налоговом органе в качестве юридического лица 2 февраля 2015 года, выдача ему лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, суды правильно рассмотрели административное исковое заявление, исходя из заявленных требований, обстоятельствами, имеющими юридическое значение для разрешения которых, не являлась правомерность создания управляющей компании либо законность выдачи ей лицензии.
Таковым в рассматриваемом случае являлось соблюдение порядка (процедуры) включения "адрес" в перечень домов, находящихся под управлением ООО "Управляющая компания Ивановского района".
Включение в перечень домов, находящихся под управлением ООО "Управляющая компания Ивановского района" многоквартирного "адрес" осуществлено на основании волеизъявления собственников помещений указанного дома в виде решения общего собрания, а также заявления управляющей компании на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном "адрес" от 26 декабря 2016 года.
Таким образом, приводимые в жалобе доводы правового значения при разрешении настоящего спора не имеют и отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Чижа Е.Г. судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 16 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чижа Е.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.