Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Новиковой О.А., судей фио, фио, при помощнике судьи Цыпкайкиной Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе с дополнениями представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на решение Басманного районного суда адрес от 13 октября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерству обороны РФ об обязании провести текущий ремонт, удовлетворить в части.
Обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить текущий ремонт многоквартирного жилого дома N 5 по адрес в адрес, в/г 12/63, в следующем объеме:
- в подвале заменить 1 дверь, 60 п.м. розлива центрального отопления, 30 п.м розлива холодного водоснабжения, 60 п.м канализации, 1 шт. вводного электрического щита, установить 2 решетки на окна;
- произвести замену: 3 шт. стояка труб холодного водоснабжения по 25 п.м в подъездах NN 1, 2; 15 вентилей (системы отопления) диаметром 15 и 20 см в подвале и приямке дома; 3 шт. стояка труб системы водоотведения по 25 п.м в подъездах NN 1, 2; 7 светильников настенных в подъезде N 1; 6 светильников настенных в подъезде N 2; 40 м электрической проводки от электрического щитка к светильникам настенным в подъездах NN 1, 2;
-восстановить 2 козырька над входом в подъезды NN 1, 2; 10 кв.м штукатурно-отделочного слоя цоколя по всему периметру здания;
-восстановить 15 кв.м бетонного слоя по всему периметру здания;
-восстановить 79, 5 кв.м внутренней отделки стен в подъездах NN1, 2, путем окрашивания масляной краской; 87 кв.м внутренней отделки потолков подъездов NN 1, 2, путем их побелки;
-в подъезде N 1 произвести ремонт ограждения лестничного марша (перилл) путем сварки металлической решетки от ступеней лестничного марша с 1 этажа на 2 этаж;
-восстановить 36 стропил, 25 кв. м. шифера крыши;
-в подъезде N 1 произвести замену 6 кирпичей вентиляционного канала над квартирами NN 5, 6;
- восстановить 4 окна на 1-ом и 2-ом этажах в подъездах NN 1, 2.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать, УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации об обязании выполнить текущий ремонт многоквартирного жилого дома.
В обосновании исковых требований истец указал, что в связи с многочисленными обращениями граждан в 2020 году 19 военной прокуратурой армии, войсковой части 56680 проведены проверки исполнения жилищного законодательства на территории адрес. В ходе проверок установлено, что приказом Минобороны России от 02 марта 2017 г. N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и специальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 15 сентября 2017 N З-УЖФ-2, заключенным между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение взяло на себя обязательства по управлению жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, в том числе в адрес по адрес (п. 58 приложения N 1 к договору управления). Срок действия договора - с 01 октября 2017 года до 30 сентября 2022 года. Указанный жилищный фонд является специализированным жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации. Функции по распределению жилых помещений в вышеуказанном доме возложена на 5 отдел (адрес) ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. В ходе проверочных мероприятий в апреле 2020 г. в деятельности должностных лиц ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выявлены нарушения при управлении данным жилищным фондом. Согласно актам сезонного осмотра за 2019 г. и 2020 г. многоквартирный жилой дом N 5 по адрес адрес имеет технические недостатки и требует проведения текущих ремонтных работ. Услуги текущего ремонта в доме N 5 по адрес в адрес не предоставлены, в результате чего продолжают нарушаться права граждан на благоприятные условия проживания и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Истец просил обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выполнить текущий ремонт многоквартирного жилого дома N 5 по адрес в адрес.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы с дополнениями просит ответчик ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В заседание коллегии явился представитель истца прокурор фио, возражал против доводов жалобы ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям в полной мере не отвечает.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В соответствии с п.3 Приказа, основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 15.09.2017 N З-УЖФ-2, заключенным между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение взяло на себя обязательства по управлению жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, в том числе в адрес по адрес (п. 58 приложения N 1 к договору управления). Срок действия договора - с 01 октября 2017 года до 30 сентября 2022 года.
31 июля 2017 года Государственной жилищной инспекцией адрес ФГБУ "ЦЖКУ" выдана лицензия N 064-000356 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Указанный жилищный фонд является специализированным жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации. Функции по распределению жилых помещений в вышеуказанном доме возложена на 5 отдел (адрес) ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В 2020 году в 19 Военную прокуратуру войсковой части 56680 поступили заявления граждан о ненадлежащем оказании услуг по управлению многоквартирными домами, ненадлежащему выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах по адресу: адрес.
В ходе проверочных мероприятий в апреле 2020 года в деятельности должностных лиц ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выявлены нарушения при управлении данным жилищным фондом, о чем составлены акты осмотра жилищного фонда, в которых отражены выявленные нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).
Согласно п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Согласно разделу 2.6 постановления Госстроя Российской Федерации от 7.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период управляющей организации надлежит устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), оконных и дверных заполнений.
Исходя из п. 3.2.2 данных правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда также должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных летках, требуемое санитарное состояние лестничных клеток и нормативный температурно-влажностный режим.
Приложением N 7 этих же правил утвержден перечень работ, относящихся к текущему ремонту. Так, перечнем предусмотрены работы по фундаменту устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов), стенам и фасадам (герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов, ремонт и окраска фасадов, по оконным и дверным заполнениям (смена и восстановление отдельных элементов приборов) и заполнений), внутренняя отделка (восстановление отделки стен потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях) и др.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в доме N 5 по адрес адрес указанные работы не проводились.
Согласно актам сезонного и общего осеннего осмотров многоквартирный жилой дом N 5 по адрес адрес имеет следующие технические недостатки и требует проведения ремонтных работ в следующем объеме: в подвале требуется заменить 1 дверь, 60 п.м. розлива центрального отопления, 30 п.м. розлива холодного водоснабжения, 60 п.м. канализации, 1 шт. вводного электрического щита, установить 2 решетки на окна; общедомовые инженерные сети: требуется заменить по 3 шт. стояка труб холодного водоснабжения по 25 п.м. в подъездах NN 1, 2; вентили (системы отопления) по 15 шт. диаметром 15 и 20 см. в подвале и приямке дома; по 3 шт. стояка труб системы водоотведения по 25 п.м. в подъездах NN 1, 2; 7 шт. светильников настенных в подъезде N 1 и 6 шт. светильников настенных в подъезде N 2; заменить по 40 м. электрической проводки от электрического щитка к светильникам настенным в подъездах NN 1, 2; стены: требуется восстановить 2 козырька над входом в подъезды NN 1, 2; 3 кв.м, штукатурно-отделочного слоя цоколя по всему периметру здания; отмостка: требуется восстановить 15 кв.м, бетонного слоя по всему периметру здания; внутренние стены:
требуется
восстановить по 79, 5 кв.м, внутренней отделки стен в подъездах NN1, 2, путем окрашивания масляной краской; по 87 кв.м, внутренней отделки потолков подъездов NN 1, 2, путем их побелки; лестницы: в подъезде N 1 требуется произвести ремонт ограждения лестничного марша (перилл) путем сварки металлической решетки от ступеней лестничного марша с 1 этажа на 2 этаж; крыша, кровля: требуется восстановить 36 шт. стропил, 25 кв. м. шифера; вентиляция: в подъезде N 1 требуется произвести замену 6 шт. кирпичей вентиляционного канала над квартирами NN 5, 6; окна: требуется восстановить 4 шт. окна на 1-ом и 2-ом этажах в подъездах NN 1, 2.
Из акта сезонного осмотра дома N5 по адрес адрес, в/г 12/63 следует, что капитальный ремонт не проводился, текущий ремонт проводился в 2008 году, стены требуют капитального ремонта, а именно - 450 кв.м, штукатурно-отделочного слоя фасада по всему периметру здания.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, применяя положения ст. 161 ЖК РФ, учитывая, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения ответчиком не устранены, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
Поскольку из комиссионного акта общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда, дома N5 по адрес адрес, в/г12/63, следует, что требуется капитальный ремонт 450 кв. м стен, суд отказал истцу в удовлетворении иска в указанной части, признав ремонт стен не относящимся к текущему ремонту.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд обязал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России выполнить текущий ремонт многоквартирного дома в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С выводами суда об обязании ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить текущий ремонт в многоквартирном доме, судебная коллегия соглашается.
В апелляционной жалобе с дополнениями представитель ответчика заявляет о неправомерном возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" обязанности выполнить работы по замене стояка труб холодного водоснабжения, системы водоотведения, работ по восстановлению стропил, шифера крыши, поскольку данные работы относятся к капитальным видам работ.
Данные доводы коллегия признает заслуживающими внимание.
Согласно п.п. 14.2 ст.1 адрес кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно п.3.11 ГОСТ Р 56533, стояк-это вертикальное межэтажное трубное соединение, обеспечивающее поэтажное распределение коммунального ресурса.
Таким образом, замена стояков труб холодного водоснабжения и системы водоотведения относится к работам по капитальному ремонту. Работы по восстановлению стропил, шифера крыши в силу действующего законодательства также относятся к работам по капитальному ремонту.
Предметом заявленного спора является выполнение ответчиком работ по текущему ремонту в многоквартирном доме. Требования об обязании ответчика выполнить капитальный ремонт истцом не заявлялись.
В связи с чем, решение суда в части обязания ответчика провести ремонт в виде замены стояков труб холодного водоснабжения, системы водоотведения, работ по восстановлению стропил, шифера крыши, является необоснованным, в указанной части подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199, 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 13 октября 2020 года в части обязания ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России выполнить ремонт многоквартирного жилого дома N 5 по адрес в адрес, в/г 12/63, в следующем объеме: произвести замену 3 шт. стояка труб холодного водоснабжения по 25 п.м и 3 шт. стояка труб системы водоотведения по 25 п.м в подъездах NN 1, 2; восстановить 36 стропил и 25 кв. м. шифера крыши, отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в указанной части исковых требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.