Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пашкевич А.М.
и судей Зениной Л.С, Нестеровой Е.Б.
при помощнике судьи Игумнове В.Н, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело N2-778/2020 по апелляционной жалобе истца Министерства имущественных отношений Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Московской области к Айнетдинову Марату Раисовичу о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка отказать, установила:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к Айнетдинову М.Р. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, ссылаясь на то, что на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:13 площадью 32100 кв.м, находящегося в собственности ответчика Айнетдинова М.Р. с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства", что подтверждается уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 05 июля 2017 года.
Министерство имущественных отношений Московской области осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило в адрес ответчика уведомление от 14 сентября 2017 года на сумму сумма Уведомление вернулось обратно истцу 27 октября 2017 года.
Оплата за изменение вида разрешенного использования земельного участка ответчиком не произведена, направленная в адрес ответчика претензия от 16 апреля 2019 года осталась без удовлетворения, претензия получена ответчиком 08 мая 2019 года.
В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), в связи с чем истец просил взыскать с Айнетдинова М.Р. в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:13 площадью 32100 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Ташировское, в размере сумма
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности Гусева М.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Айнетдинова М.Р. по доверенности Косенко Р.А. в судебное заседание явился, иск не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области.
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности Чеховская А.В. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика Айнетдинова М.Р. адвокат Косенко Р.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против доводов апелляционной жалобы представителя истца Министерства имущественных отношений Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности Чеховской А.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Айнетдинова М.Р. адвоката Косенко Р.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона постановленное решение суда первой инстанции не отвечает.
Судом первой инстанции установлено, что 24 октября 2014 года Решением N6/13 Совета депутатов сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области утверждены Правила землепользования и застройки части территории сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области, в соответствии с которыми была определена территориальная зона градостроительного зонирования СХ-2 с видом разрешенного использования для ведения дачного хозяйства (стр.56 Правил землепользования и застройки).
Земельный участок с кадастровым номером 50:26:0080706:13 включен в территориальную зону СХ-2 согласно вышеуказанным Правилам землепользования и застройки, что подтверждается представленными обращением Главы сельского поселения Ташировское в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, доверенностью Главы сельского поселения Ташировское на представление интересов Администрации в процессе информационного взаимодействия в Филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
08 апреля 2015 года органом местного самоуправления Администрацией сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Закона N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в указанный период) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии было представлено землеустроительное дело по описанию местоположения границ объекта землеустройства - зона, предназначенная для ведения дачного хозяйства (СХ-2), что подтверждается распиской от 08.04.2015 года в передаче землеустроительной документации, представленной в Управление Росреестра по Московской области сопроводительным письмом Главы сельского поселения Ташировское от 07.04.2015 года.
25 мая 2015 года органом местного самоуправления Администрацией сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Закона N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в указанный период) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии были направлены в электронном виде сведения о границах территориальных зон.
На основании утвержденных 24.10.2014 года органом местного самоуправления Правил землепользования и застройки в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:13 "для дачного строительства", что подтверждается представленным истцом уведомлением Росреестра.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка, суд исходил из отсутствия доказательств обращения собственника земельного участка в установленном законом N 43-ФЗ от 05.04.2013 года и Законом Московской области от 23 декабря 2013 года N 160/2013-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Также суд указал, что правовая норма о платности изменения вида разрешенного использования на основании правил землепользования и застройки, содержащаяся в настоящее время в ч.9 ст.5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (нумерация части 5.2 изменена на ч.9 Законом Московской области от 18.07.2017 N124/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области"), была принята Законом Московской области от 23.12.2014 года N 178/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 11.12.2014 года N 13/109-П), вступившим в законную силу 01.01.2015 года (ст.2 Закона), то есть после принятия Правил землепользования и застройки Решением Совета депутатов от 24.10.2014 года, которыми был исключен прежний вид разрешенного использования земельного участка ответчика и установлен новый вид разрешенного использования.
Кроме того, при разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что право на изменение вида разрешенного использования на основании правил землепользования и застройки возникло ранее принятия введения в действие правовой нормы о платности такого изменения.
С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Айнетдинов М.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:13 площадью 32100 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-н, ЗАО "Таширово" (л.д.14, том 1).
В соответствии с уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 05 июля 2017 года N01-45/0403д на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:13 площадью 32100 кв.м, находящегося в собственности Айнетдинова Р.М, с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" (л.д.16-20, том 1).
Министерство имущественных отношений Московской области осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило в адрес ответчика уведомление от 14.09.2017 года на сумму сумма (л.д.21-22, том 1). Уведомление оставлено без исполнения.
Оплата за изменение вида разрешенного использования земельного участка ответчиком не произведена, направленная в адрес ответчика претензия от 16 апреля 2019 года осталась без удовлетворения, претензия получена ответчиком 08.05.2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 года N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 года N1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
Министерство имущественных отношений Московской области на основании Постановления Правительства Московской области N 1190/57 осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования и направило собственнику земельного участка уведомление на сумму сумма
Согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Плата в бюджет Московской области ответчиком Айнетдиновым М.Р. не внесена.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" изменен, в соответствии ч. 4 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.
Из буквального толкования ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ следует, что плата взимается при изменении вида разрешенного использования не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-ОЗ), но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
Принимая во внимание требования Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" с учетом изменений, внесенных в 2013 году, постановления Правительства Московской области от 31.12.2013 года N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается, судебная коллегия приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию плата за изменение вида разрешенного использования в заявленном истцом размере в сумме сумма
Правовых оснований для освобождения ответчика Айнетдинова М.Р. от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, установленных статьей 12.2 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ, не имеется.
Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик Айнетдинов М.Р. не обращался в компетентные органы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка опровергается материалами дела, поэтому судебная коллегия не может с ним согласиться. Так, согласно предъявленному суду заявлению от 28.12.2016 года Айнетдинов Р.М. обращался с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:26:0080706:13 в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы ответчика о том, что положения п. 9 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ не могут применяться, поскольку решение Совета депутатов сельского поселения Ташировское N 6/13 от 24.10.2014 года об утверждении Правил землепользования и застройки территории д. Детеньково было принято ранее, судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, в силу пункта 3 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 года "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления (п. 8 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 года).
Законом Московской области от 18.07.2017 года N 124/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" были внесены изменения, в виде дополнения статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ пунктом 10, который предусматривает предоставление Министерству полномочий на взыскание спорных сумм в судебном порядке.
Ранее регулировавшая данные правоотношения норма (пункт 9 статьи 5.1, в ред. на дату принятия постановления органа местного самоуправления), предусматривала в качестве действий Министерства в случае неуплаты спорных сумм то, что Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования Московской области или уполномоченный на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка орган, о невнесении собственником земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Как видно из анализа приведенных норм, они не изменяли и не прекращали обязанность ответчика по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а начиная с июля 2017 года, предоставили Министерству право обращения в суд за взысканием таких начислений.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для освобождения ответчика от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, установленных статьей 12.2 названного Закона.
Исходя из указанной нормы, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае, предусмотренном частью 3 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 года N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой заинтересованным лицам предоставляется право на освобождение от платы за изменение разрешенного вида использования земельного участка в случае, если градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) утвержден до дня вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ.
Поскольку указанные Правила землепользования и застройки с измененным видом разрешенного использования земельного участка утверждены 24.10.2014 года - после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ, исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области о взыскании платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка заявлены правомерно, оснований для отказа в их удовлетворении у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения о взыскании с Айнетдинова М.Р. в пользу Министерства имущественных отношений Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере сумма и государственной пошлины в размере сумма - в бюджет города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 18 ноября 2020 года отменить.
Постановить новое решение:
Взыскать с Айнетдинова Марата Раисовича в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере сумма.
Взыскать с Айнетдинова Марата Раисовича в бюджет г. Москвы государственную пошлину в размере сумма, Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.