Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Н.С. Кирпиковой, А.В. Тиханской, при секретаре А.В. Малаховой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе ООО "Первое Антикоррупционное СМИ" (ПАСМИ) на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 июля 2021 года по делу по административному исковому заявлению ООО "Первое Антикоррупционное СМИ" о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, которым в удовлетворении заявленных требований отказано, УСТАНОВИЛА:
ПАСМИ обратилось в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции России, полагая незаконным распоряжение указанного органа государственной власти о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Требование мотивировано тем, что ПАСМИ неправомерно включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в распоряжении Минюста России от 23 апреля 2021 года N433-р выводы о распространении сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, являются необоснованными. Вмешательство государства в деятельность средства массовой информации носит дискриминационный характер и является политически мотивированным.
Также указывает на нарушение процедуры принятия оспариваемого распоряжения.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ПАСМИ, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что организация причастна к осуществлению политической деятельности, получала денежные средства от источников за пределами Российской Федерации.
В заседании судебной коллегии представитель ПАСМИ по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации по доверенности фио полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что ООО "Первое Антикоррупционное СМИ" является учредителем сетевого издания "Перове антикоррупционное СМИ" (ЭЛ... 1 от 18 октября 2016 года) и печатного СМИ - журнал "ПАСМИ" (ПИN... от 18 мая 2017 года).
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2021 года N433-р ПАСМИ (ИНН...) включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 48).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки, процедура принятия решения не нарушена.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом гарантированно частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) установлено правило о недопустимости ограничения в поиске, получении, производстве и распространении массовой информации, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (часть 7 статьи 6 Закона о СМИ).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Закона о СМИ).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 г. N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
С учетом указанных положений закона, Минюсту России надлежало доказать, что ПАСМИ распространяло сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, а также, что оно получало денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации, а также то, что порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден.
В свою очередь ПАСМИ должно доказать факт нарушения своих прав и сроки обращения в суд.
21 апреля 2021 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) письмом проинформировала Минюст России о возможном включении ПАСМИ в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, поскольку выявила публикации, в которых приводится гиперссылка на материалы иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или журналисты ссылаются на сведения, полученные от представителей указанных ресурсов:
1. "Рекомендуют не возвращаться": расследовавший коррупцию ростовский журналист заявил об угрозах" (...). В публикации приводится информация о преследовании ростовского журналиста фио, известного "резкими" материалами о чиновниках и сотрудниках силовых ведомств (16 февраля 2021 года). Гиперссылка на интернет-ресурс "Кавказ.Реалии".
2. "Бывшая воспитательница трудоустроила прислугу: следователи подбираются к главе Клина" (...). Публикация сообщает о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц адрес (20 января 2021 года). Гиперссылка на интернет-ресурс "Радио Свобода".
3. "Новым главой поселка в адрес стала школьный сторож" (...). В публикации сообщается о том, что главой поселковой администрации адрес стала школьный сторож фио (11 декабря 2020 года). Гиперссылка на интернет-ресурс "Сибирь.Реалии".
4. "Демарш на день: Дегтярев уговорил депутатов не уходить
из ЛДПР"...). В публикации сообщается о разногласиях внутри регионального отделения ЛДПР в Хабаровске (25 ноября 2020 года). Гиперссылка на интернет-ресурс "Сибирь.Реалии".
5. "Космическая прорва Рогозина: "Восточный" подорожал почти на 6 миллиардов" (...). В публикации сообщается о запросах дополнительного финансирования при строительстве космодрома "Восточный" (30 сентября 2020 года). Ссылка на "Радио Свобода".
6. "Бюджетников Туркменистана заставили покупать новую книгу президента" (...). В публикации сообщается, что в адрес работников бюджетных организаций заставляют приобретать очередную книгу, написанную главой государства фио (17 сентября 2020 года). Гиперссылка на интернет-ресурс "Крым.Реалии".
7. "Прикрыться другом не удалось? Экс-секретаря бурятского отделения ЕР будут судить за смерть девушки" (...). В публикации сообщается о завершении уголовного дела в отношении бывшего члена Народного Хурала фио Жамбалова, в январе 2020 года сбившего на дороге девушку (15 сентября 2020 года). Ссылка на информацию от представителей "Сибирь.Реалии".
8. "Одна из фигуранток дела о кражах у красноярских ветеранов предстанет перед судом" (...). В публикации сообщается о продолжении расследования дела о хищении средств, выделенных на подарки ветеранам, в отношении бывшего министра социальной политики адрес, бывшего первого замминистра социальной политики Красноярского края фио и двух ее родственников (22 мая 2020 года). Гиперссылка на интернет-ресурс "Сибирь.Реалии".
Факт размещения публикаций подтверждается содержащее актом осмотра медиапроекта "Первое антикоррупционное СМИ", расположенное по адресу:.., составленном ГУ МВД России по г. Москве, о чем 23 апреля 2021 года уведомлено Министерство юстиции России.
22 апреля 2021 года Федеральная служба по финансовому мониторингу сообщила в адрес Минюста России о том, что ПАСМИ получает иностранное финансирование, в том числе опосредованным путем.
В частности, в марте 2021 года поступили денежные средства в размере сумма от гражданина фио Барвинок, а также имеется факт опосредованного получения денежных средств от Московской коллегии адвокатов "Народный адвокат" в размере сумма в период с февраля 2019 г. по март 2020 г.
Данное обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании и подтверждаются справкой Минюста России, оформленной на основании сообщения Росфинмониторинга.
При этом суд первой инстанции непосредственно обозрел сообщение Росфинмониторинга, имеющее гриф ДСП, и удостоверился в достоверности этой информация.
Таким образом, результаты проверки подтвердили, что ПАСМИ распространяло сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и факт финансирования ПАСМИ от иностранного источника.
Довод административного истца об отсутствии согласования МИД России проверен судом и обоснованно отклонен, поскольку такое согласование было предоставлено 22 апреля 2021 года, а более позднее поступление сообщения из ГУ МВД России по г. Москве об осмотре медиапроекта ПАСМИ, не повлияло на законность распоряжения.
Таким образом, Министерство юстиции России вправе было решать вопрос о включении ПАСМИ в реестр, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении деятельности в качестве иностранного средств массовой информации, выполняющего функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие его право на принятие оспариваемого решения и соблюдение порядка его принятия, пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд не уклонился от исследования вопроса об иностранном финансировании ПАСМИ. Доказательства этому были представлены административным ответчиком и исследованы судом первой инстанции непосредственно в судебном заседании, что подтверждено протоколом судебного заседания и не противоречит положениям статьи 84 КАС РФ.
Доводы жалобы о том, что распоряжение Министерства юстиции России нарушает права административного истца, не были проигнорированы судом первой инстанции, как ошибочно полагает заявитель жалобы, поскольку суд в решении пришёл к выводу о соблюдении прав заявителя Министерством юстиции РФ, действовавшим в рамках своей компетенции и в соответствии с установленным законом порядком.
В жалобе истец заявляет о недопустимости вмешательства в деятельность средства массовой информации, ограничения свободы выражать свое мнение.
Указанные доводы основаны на искаженном цитировании норм права, что влечет односторонность выводов заявителя жалобы, поскольку действия Минюста России не лишают ПАСМИ возможности в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность и получать финансирование от иностранных источников, при обеспечении прозрачности, как самой деятельности, так и источников ее финансирования.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые не были бы проверены судом первой инстанции, являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.