Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1492/2021 по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, помещений и земельного участка, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом дополнительного административного иска просит установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении следующих объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 417800000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 257600000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 123900000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4119518000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4816622000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 825060000 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 10715026 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 12445317 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 60962882 руб.
- земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 784670000 руб.;
- взыскать с Департамента городского имущества города Москвы расходы на оплату государственной пошлины в размере 20000 руб, расходы на оплату услуг оценщика за подготовку отчетов об оценке в размере 518411 руб. 45 коп.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объектов недвижимости, не согласен с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/10, N10/0420/11, N10/0420/12, N10/0420/13, N10/0420/15, N10/0420/16, N10/0420/21, N10/0420/22, N10/0420/23, N10/0420/25, подготовленные оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН".
В судебном заседании административного истца ОАО "Российские железные дороги" - Сухов И.Э. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы - Мясников И.И. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя указанного лица, участвующего в деле, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные нежилые здания, помещения и земельный участок принадлежат на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимости. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьёй 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ налоговая база в отношении спорных объектов недвижимости определяются исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, в отношении спорных объектов недвижимости установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец предоставил отчеты об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/10, N10/0420/11, N10/0420/12, N10/0420/13, N10/0420/15, N10/0420/16, N10/0420/21, N10/0420/22, N10/0420/23, N10/0420/25, подготовленные оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН".
В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 20 мая 2021 года назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 23 августа 2021 года, проведенной экспертом ООО "Консул Групп-оценка" Хмарой Е.Н.:
1). Отчеты об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/10, N10/0420/11, N10/0420/12, N10/0420/13, N10/0420/15, N10/0420/16, N10/0420/21, N10/0420/22, N10/0420/23, N10/0420/25, подготовленные оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 455958000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 303072000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 125538000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 4384662000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 5884963000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 825060000 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 12082000 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 14095000 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 68463000 руб.
- земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 882761000 руб.
Со стороны административного истца не поступили замечания на заключение оценочной судебной экспертизы.
Со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица также не поступили замечания на заключение оценочной судебной экспертизы.
Ходатайство о проведении по делу повторной или дополнительной оценочной судебной экспертизы сторонами не заявлено.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 23 августа 2021 года, подготовленное экспертом ООО "Консул Групп-оценка" Хмарой Е.Н, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта в экспертизе относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом в экспертизе на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием соответственно сравнительного, затратного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование по специальности "финансы и кредит", специализация "оценка собственности", что подтверждается дипломом N ***года; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности, подтверждается квалификационным аттестатом N*** года; эксперт является членом "Саморегулируемой межрегиональной ассоциацией оценщиков", регистрационный номер в реестре N3966 от 12 апреля 2019 года; гражданская ответственность эксперта и экспертной организации застрахована; эксперт имеет необходимый стаж работы в области оценки, работает экспертом-оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Консул Групп-оценка" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, определенной в оценочной судебной экспертизе.
При этом отсутствуют правовые основания для установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, определенной в отчетах об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/10, N10/0420/11, N10/0420/12, N10/0420/13, N10/0420/15, N10/0420/16, N10/0420/21, N10/0420/22, N10/0420/23, N10/0420/25, подготовленных оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН", поскольку данные отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и не являются надлежащим доказательством по делу.
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий, помещений и земельного участка является 6 апреля 2021 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая требования административного истца о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы расходов на оплату государственной пошлины в размере 20000 руб, расходов на оплату услуг оценщика за подготовку отчетов об оценке в размере 518411 руб. 45 коп, а также ходатайство экспертной организации о возмещении расходов на оплату услуг эксперта в размере 1127000 руб, судом установлено, что разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью всех спорных объектов недвижимости составляет менее 30% (от 9, 22% до 28, 81%), что явно не свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости, отклонение рыночной стоимости от кадастровой стоимости находится в допустимом диапазоне. Полученная административным истцом экономическая выгода от пересмотра кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере 90441749 руб. 88 коп. в несколько раз превышает понесенные расходы в сумме 518411 руб. 45 коп.
Действительно, по заключению судебной экспертизы размер рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***по состоянию на 1 января 2018 г. составил 825060000 руб, как по результатам отчета об оценке. Однако данный отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, поэтому не принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу. Экспертом установлено, что оценщиком приняты объекты-аналоги не сопоставимые с объектами исследования по своим количественным и качественным характеристикам (тип объекта (принято здание, которое по факту является нежилым помещением), не соответствие по классу зданий, по состоянию отделки объекта, по площади и местоположению объекта, в том числе относительно красной линии, не правильно произведены расчеты арендной платы, корректировки ценообразующих факторов). Вследствие этого экспертом в рамках судебной экспертизы произведен самостоятельный расчет рыночной стоимости здания с применением сравнительного и доходного подхода, полученный результат является достоверным и положен в основу принятого судом решения.
С учетом изложенного и на основании части 3 статьи 108, статьи 111, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает необходимым взыскать с административного истца расходы на оплату услуг эксперта в размере 1127000 руб. и отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы расходов на оплату государственной пошлины в размере 20000 руб, расходов на оплату услуг оценщика за подготовку отчетов об оценке в размере 518411 руб. 45 коп.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ОАО "Российские железные дороги" уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 455958000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 303072000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 125538000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4384662000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5884963000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 825060000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 12082000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 14095000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 68463000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 882761000 руб.
Датой обращения ОАО "Российские железные дороги" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 6 апреля 2021 года.
Отказать ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении требований по взысканию с Департамента городского имущества города Москвы расходов на оплату государственной пошлины в размере 20000 руб, расходов на оплату услуг оценщика за подготовку отчетов об оценке в размере 518411 руб. 45 коп.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Консул Групп-оценка" расходы на оплату услуг эксперта в размере 1127000 (один миллион сто двадцать семь тысяч) руб.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 3 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.