судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ** Ю.В., действующей в интересах ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 03 февраля 2021г., которым постановление N 9 от 19 февраля 2020 года Главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации оставлено без изменения, а жалоба- без удовлетворения, УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 9 от 19 февраля 2020 года Главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФГБУ "ЦЖКУ" было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ** Ю.В. обратилась в Одинцовский городской суд Московской области суд с жалобой, в которой ставила вопрос об отмене постановления.
Определением Одинцовского городского суда Московской области от 08 мая 2020г. дело направлено по подсудности в Головинский районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше решение.
Горлвинским районным судом г. Москвы вынесено указанное выше решение, с которым не согласилась ** Ю.В, указав в жалобе, в том числе о нарушении правил подсудности при рассмотрении дела.
Прокурор в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ** И.В, поддержавшего доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене.
Согласно КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, 17.01.2020 в 13 час. 05 мин. 60 военной прокуратурой гарнизона с участием главного специалиста "Территориального отдела N 17" - государственного жилищного инспектора Главного управления "Государственной жилищной инспекции Московской области", врача по общей гигиене отдела ГСЭН за объектами РВСН ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России проведена проверка исполнения ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации требований жилищного законодательства по вопросам эксплуатации общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенного по адресу: Московская область, **. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017, основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. 20.09.2017 между Министерством обороны Российской Федерации, выполняющим правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (в лице начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по РВСН) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N З-УЖФ/РВСН-4. В силу п. 2.4 Договора в отношении переданного в управление жилищного фонда ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ приобрело права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации. Пунктом 3.1.1.
Договора предусмотрено, что управляющая организация осуществляет управление жилищным фондом в соответствии с условиями Договора и законодательством Российской Федерации, с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов. В случае оказания услуг ненадлежащего качества управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет. Приложением N 1 к Договору установлено, что общежитие, расположенное по адресу: Московская область, **, входящее в состав специализированного жилищного фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, принято на обслуживание данной управляющей организацией. Несмотря на принятые обязательства, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в нарушение требований Договора, Жилищного кодекса Российской Федерации, требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10), Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений, надлежащее санитарное содержание вышеуказанного общежития не обеспечило, что повлекло нарушение санитарных правил и норм. По результатам проверки, выявлены следующие нарушения при содержании мест общего пользования общежития: в местах общего пользования (коридорах) 1-3 этажей наблюдаются отслоения штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке; регулярная уборка в местах общего пользования не обеспечивается, горизонтальные поверхности не протираются и не моются; в местах общего пользования 1-3 этажей отсутствует освещение, плафоны местами отсутствуют либо разбиты, лампы накаливания висят на проводах.
Ненадлежащее содержание мест общего пользования несет потенциальную опасность для военнослужащих, проживающих в указанном общежитии и может привести к возникновению угрозы причинения вреда их жизни и здоровью, а также членам их семей.
Из справки-доклада врача по общей гигиене отдела ГСЭН за объектами РВСН ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России начальнику отдела ГСЭН за объектами РВСН, следует, что в соответствии с поручением военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона N47 от 14.01.2020 года, врачом по общей гигиене отдела ГСЭН за объектами РВСН ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России ** Е.А, совместно с помощником военного прокурора 60 ВП гарнизона старшим лейтенантом юстиции ** Д.А, проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС N2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ требований санитарно-эпидемиологического законодательства в содержании общежития, расположенного по адресу: Московская область, **. Проверкой установлено: общежитие семейного типа. Жилые комнаты располагаются по вертикальной оси здания. Комнаты без санузлов. Коридоры захламлены крупногабаритной мебелью и бытовыми вещами. Штукатурка на стенах треснута, местами осыпалась, покраска потолков частично отслоилась (нарушение п.п.9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645- 10). На момент проверки начат текущий ремонт 1-го этажа. Плафоны люминесцентных светильников частично разбиты, частично заменены на лампы накаливания без арматуры крепления (нарушение п.5.5 СанПиН 2.1.2.2645-10). В санитарных узлах (туалеты, душевые) нарушена гидроизоляция, частично нарушено покрытие потолков (протечки), плитка на стенах местами отвалилась. Краны частично протекают. Вентиляция кухонь не работает. Отсутствуют помещения для стирки и сушки белья, в результате чего личные стиральные машины установлены в умывальных комнатах с нарушением правил техники безопасности. Уборка мест общего пользования практически не проводится. Уборочный инвентарь, моющих и дезинфицирующих средств нет.
Состав правонарушения, предусмотренный ст. 6.4 КоАП РФ может быть выражен как в форме действия, так и в форме бездействия.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ вменено правонарушение, выраженное в форме бездействия.
В силу положений КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. и от 15 января 2009 г, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки и Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу и Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ вменено в вину неисполнение установленной правовыми актами (государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами) обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений. Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ характеризуется бездействием. Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения юридического лица, то есть местом его государственной регистрации, а не местом проведения проверки и выявления неисполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
ФГБУ "ЦЖКУ" зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. **, что подсудно Басманному суду г. Москвы.
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а дело направлению на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 03 февраля 2021г, которым постановление N 9 от 19 февраля 2020 года Главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации оставлено без изменения, отменить. Дело передать на новое рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы для рассмотрения по подсудности.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.