Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АК "АЛРОСА" (ПАО) ** А.С., поданную на решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 23 июля 2019 года и постановление N 26-00398 от 05 июня 2019 года Главного государственного санитарного врача в САО г. Москвы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерной компании "Алроса", УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 26-00398 от 05 июня 2019 года Главного государственного санитарного врача в САО г. Москвы за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, юридическое лицо - Акционерная компания "Алроса" была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ** И.В. обратилась в суд с жалобой, в которой ставила вопрос об отмене постановления, прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Головинского районного суда г. Москвы постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник ** А.С. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения.
Законный представитель АК "АЛРОСА" (ПАО) не явился, направил в суд защитника ** А.С, поддержавшего доводы жалобы.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника АК "АЛРОСА" (ПАО) прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
На основании, 1.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами. Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности. (в настоящее время действуют санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг").
За нарушение санитарного законодательства устанавливается, в том числе, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 22.04.2019 в 12 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. **, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица АК "Алроса" в соответствии с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве N01-26-00047 от 03.04.2019 установлено, что АК "Алроса" не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных санитарных правил в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий и допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, а именно: в АК "Алроса" имеется специалист, допущенный к осуществлению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Данные осмотры осуществляются в кабинете помещения АК "Алроса". Медицинский кабинет не оснащен в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии данного помещения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства отсутствует.
Факт совершения административного правонарушения и вина АК "Алроса" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 27 мая 2019 года; актом проверки органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N01-26-00047 от 08 мая 2019 года; уведомлением о проведении плановой/выездной проверки N3-26-03021 от 04 апреля 2019 года; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 01-26-00047 от 03 апреля 2019 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АК "Алроса" и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях АК "Алроса" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
В объем вмененного АК "Алроса" п. 5.4 СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N30, на предприятиях оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья. В настоящее время СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" не действуют.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 утверждены санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", требования о наличии медицинского кабинета в которых отсутствует. В соответствии с п.3.3 данных Правил в отношении рабочих мест инвалидов хозяйствующий субъект обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
Из материалов дела не усматривается, что индивидуальная программа реабилитации работающих на предприятии инвалидов требовала обязательного медицинского кабинета.
В тоже время данное обстоятельство не может служить основанием для прекращения производства по делу, поскольку проверяющим органом также выявлен факт осуществления предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в кабинете помещения АК "Алроса".
К доводу о том, что фактически такие медицинские услуги АК "Алроса" не оказывались, суд относится критически. Тот факт, что в штате АК "Алроса" отсутствует медицинский работник, не свидетельствует о том, что в помещении АК "Алроса" не проводились медицинские осмотры.
В договоре о выполнении услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей изначально место осмотра было указано : г. Москва, ул. **датировано 01 февраля 2019 года, а штамп на нем стоит о регистрации в филиале АК "Алроса" 28 ЯНВАРЯ 2019. Помимо этого в акте проверки прямо указано о проведении медицинских осмотров в помещении АК "АЛРОСА".
Данный акт подписан руководителем структурного подразделения ** И.В. без замечаний. Никаких возражений при составлении протокола относительно этого пункта также не поступало.
Решение Головинского суда г. Москвы от 16 октября 2019г, которым признано незаконным требования главного специалиста-эксперта территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве в САО не имеет преюдициального значения для рассмотрения дела. Также принимая решение, суд в своем правовом акте никаких выводов относительно того, что проводились или нет медицинские осмотры в помещении АК "Алроса" не делает. Суд основывал свои выводы только на том основании, что к АК "Алроса" не применимы положения СП 2.2.9.2510-09.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание назначено АК "Алроса" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения АК "Алроса" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 23 июля 2019 года и постановление N 26-00398 от 05 июня 2019 года Главного государственного санитарного врача в САО г. Москвы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерной компании "Алроса", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.