Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ** Ю.В., поданную на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 ноября 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 20 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 20 февраля 2020 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник ** Ю.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, ссылаясь на нарушение территориальной подведомственности рассмотрения дела; неверную квалификацию действий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ; недоказанность совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ иных, выявленных санитарно-эпидемиологических требований.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, представитель 60 военной прокуратуры гарнизона в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания по делу; о причинах своей неявки не сообщили; ходатайств об отложении судебного заседания в установленном ст. 24.4 КоАП РФ порядке не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ ** Ю.М, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (далее - Санитарные правила), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (Санитарных правил).
Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (СанПиН 2.1.2.2645-10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (действующие на момент выявления правонарушения.
Пунктом 5.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу.
В соответствии с п.9.1, 9.2 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений. При эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 N 64, в жилых зданиях любой этажности на первом, цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовую для хранения уборочного инвентаря, оборудованную раковиной.
Аналогичные требования содержатся и в п.125, 126, 133, 141 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением от 28 января 2021г. N3.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается, в том числе, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10), Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений, надлежащее санитарное содержание вышеуказанного общежития не обеспечило, что повлекло нарушение санитарных правил и норм.
Согласно осуществлённому 17.01.2020 с участием главного специалиста "Территориального отдела N 17" - государственного жилищного инспектора Главного управления "Государственной жилищной инспекции Московской области"" Парамонова В.О. и врача по общей гигиене отдела ГСЭН за объектами РВСН ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России ** Е.А. осмотру вышеуказанного здания, выявлены нарушения при содержании мест общего пользования общежития, а именно: регулярная уборка в местах общего пользования не обеспечивается - горизонтальные поверхности не протираются; в местах общего пользования (в коридорах на 1 и 2 этаже) отсутствует освещение, плафоны местами также отсутствуют либо разбиты; имеются разрушение отделочного слоя стен на лестничных пролетах 1, 2, 3 этажей (пробоины), имеются расколотые плитки пола; уборочный инвентарь и дезинфицирующие средства в общежитии отсутствуют.
Указанные действия (бездействия) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФГБУ "ЦЖКУ" подтверждаются:
- решение военного прокурора гарнизона о проведении проверки от 14.01.2020;
- уведомление о проведении проверки;
- акт комиссионного обследования общежития специализированного жилого фонда Минобороны России от 23.01.2020; справка-доклад;
- фотографии выявленных нарушений по адресу: Московская область, п. **;
- уведомление о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 20.09.2017;
- перечень жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами РФ, передаваемого в управление Управляющей организации;
- Устав ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ; выписка из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ;
- лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N ** от 31.07.2017, предоставлена ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ;
- ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
- график уборки общежития домоуправления N ** филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ;
- раздаточные (сдаточные) ведомости материальных ценностей;
- постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.01.2020;
- определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 03.02.2020.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в объем вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обвинения ошибочно вменено нарушение санитарно-эпидемиологических требований, выразившихся в отслоении окрасочного слоя на стенах трещины в штукатурке и отслоение покраски.
Данные нарушения связаны с невыполнением требований технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, и, следовательно, не относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Вместе с тем указанное обстоятельство не повлияло на выводы о вине юридического лица и квалификации его действий, поскольку иные, выявленные в результате проверки нарушения, являются достаточными для привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ.
Довод о том, что в ходе осмотра не проводились замеры освещенности, не свидетельствует о недоказанности правонарушения, поскольку, как указано в акте осмотра, освещение отсутствует. Доказательств надлежащего соблюдения требований СНиП в части освещения не представлено.
Довод об отсутствии ответственности за наличие плесени и грибка несостоятелен, та как наличие плесени и грибка свидетельствует о нарушении п.9.1СанПиН 2.1.2.2645-10 в части недопущения загрязнений помещений.
Наличие ведомостей на получение дезинфицирующих средств и уборочного инвентаря не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку актом проверки выявлено его отсутствие.
Приведенные в жалобе довод о допущенном судьей Басманного районного суда г. Москвы нарушении территориальной подведомственности при рассмотрении дела нельзя признать состоятельным.
В соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ вменено в вину неисполнение установленной правовыми актами (государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами) обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений. Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ характеризуется бездействием.
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения юридического лица, то есть местом его государственной регистрации, а не местом проведения проверки и выявления неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание назначено ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 17 ноября 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.