Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бойко Ю.В., поданную на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 ноября 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 февраля 2020 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 17 ноября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Бойко Ю.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе нарушение территориальной подведомственности рассмотрения дела; неверную квалификацию действий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ; недоказанность совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ выявленных санитарно-эпидемиологических требований.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, представитель 60 военной прокуратуры гарнизона в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания по делу; о причинах своей неявки не сообщили; ходатайств об отложении судебного заседания в установленном ст. 24.4 КоАП РФ порядке не заявили.
Защитник Титов И.В. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Титова И.В, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 N 23 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений" (СП 2.1.2.2844-11), действовавших на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФГБУ адрес РФ к административной ответственности по настоящему делу.
В силу п. 5.1 СП 2.1.2.2844-11 все помещения общежития подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке к применению в жилых и общественных зданиях. Ежедневной уборке с использованием дезинфицирующих средств подлежат туалеты, душевые, прачечные, помещения медицинского назначения.
Согласно п. 4.3.2, 4.3.3 СП 2.1.2.2844-11 помещения общежития должны быть обеспечены искусственным освещением. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях. Уровни искусственного и естественного освещения в помещениях общежитий должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Аналогичные требования содержаться в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2.
Как следует из материалов дела *** г. 60 военной прокуратурой гарнизона с участием специалистов ГУ Государственной жилищной инспекции адрес и ГСЭН за объектами РВСН ФГКУ 988 ЦГСЭН Минобороны России проведена проверка в отношении жилого фонда, расположенного по адресу: адрес, находящегося в управлении ФБГУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, по результатам которой установлено, что в местах общего пользования 1-3 этажей отсутствует освещение, регулярная уборка в местах общего пользования не обеспечивается, горизонтальные поверхности не протираются.
Указанные действия (бездействия) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в объем вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обвинения вменено также в качестве нарушений санитарно-эпидемиологических требований отслоении штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке 1-3 этажей, частично отсутствие либо повреждение плафонов, лампы накаливания висят на проводах, нахождение паркета полов в коридорах 1-3 этажей в неудовлетворительном состоянии с частичным разрушением.
Данные нарушения связаны с невыполнением требований технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, следовательно, не относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При таких обстоятельствах установленные судьей районного суда в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" нарушения, выразившиеся в отслоении штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке 1-3 этажей, частично отсутствие либо повреждение плафонов, лампы накаливания висят на проводах, нахождение паркета полов в коридорах 1-3 этажей в неудовлетворительном состоянии с частичным разрушением подлежат исключению из объема вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обвинения по настоящему делу.
Вместе с тем иные, выявленные в результате проверки нарушения, являются достаточными для привлечения ФГБУ адрес РФ к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФГБУ "ЦЖКУ" подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки; актом комиссионного обследования; фотоматериалами; справкой; договором управления жилищным фондом с дополнениями и приложениями к нему копией лицензии; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ. Оснований для переквалификации действий, в совершении которых ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным по настоящему делу, по делу не имеется.
Приведенные в жалобе довод о допущенном судьей Басманного районного суда г. Москвы нарушении территориальной подведомственности при рассмотрении дела нельзя признать состоятельным.
В соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ вменено в вину неисполнение установленной правовыми актами (государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами) обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений. Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ характеризуется бездействием.
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения юридического лица, то есть местом его государственной регистрации, а не местом проведения проверки и выявления неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, в материалах дела имеется определение судьи Одинцовского городского суда адрес от 03 марта 2020 года о направлении жалобы защитника Бойко Ю.В, поданную по настоящему делу, на рассмотрение по подведомственности в Головинский районный суд г. Москвы, судьей которого жалоба передана на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, к подсудности которого относится адрес места нахождения ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ.
Кроме того необходимо учитывать высказанную Конституционным судом РФ в определении от 09 июля 2020 г. N 1638-О позицию о том, что определение судьи о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности является обязательным для суда (судьи), которому оно передано и который обязан рассмотреть соответствующее дело и вынести постановление. Иной подход, по сути, блокировал бы возможность осуществления правосудия и несовместим с правом на судебную защиту, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации, в том числе с учетом права лица на разбирательство его дела судом в разумный срок. В дальнейшем же вопросы, связанные с подведомственностью, подлежат разрешению при проверке постановления по делу об административном правонарушении судьями вышестоящих судов с учетом установленных правил пересмотра.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание назначено ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 ноября 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ изменить, исключив из объема нарушений, установленных в качестве события вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ правонарушения указание на отслоение штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке 1-3 этажей, частичное отсутствие либо повреждение плафонов, лампы накаливания висят на проводах, нахождение паркета полов в коридорах 1-3 этажей в неудовлетворительном состоянии с частичным разрушением.
В остальной части решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 ноября 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника Бойко Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.