Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобам защитников ** Н.П. и ** М.С. в интересах Лыскова А.Д. на постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 сентября 2021 г., которым Лысков ** признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 5 (пять) суток, УСТАНОВИЛ:
15 сентября 2021г. старшим инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Щукино г. Москвы старшим лейтенантом полиции ** Л.Б. в отношении Лыскова А.Д. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Хорошевский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, защитники ** Н.П. и ** М.С. ставят вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалоб указали на то, что Лысков А.Д. организовал и провел агитационное публичное мероприятие в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, заслушав Лыскова А.Д, поддержавшего доводы жалоб, его защитников ** Н.П. и ** М.С, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.
Из разъяснений п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания п. 3 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать, в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Положениями ст.7 Федерального от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) с предварительным уведомлением о его проведении.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, Лысков А.Д. 15 сентября 2021 года в 19 часов 00 минут, по адресу г. Москва, **, в нарушение положений статей 3, 4, 6 Федерального закона от 19.06.2004г. N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закона города Москвы N10 от 04.04.2007г. "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", организовал и лично провёл публичное мероприятие в форме митинга, без согласования с органами исполнительной власти города Москвы, в котором приняло участие около 20 человек, при этом в ходе митинга Лысков А.Д. привлекал внимание граждан к вопросам проведения 19 сентября 2021 года выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, дополнительных выборов депутатов Московской городской думы, выборов депутатов представительных органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы и деятельности политической партии "Единая Россия". Указанные действия сопровождались публичными высказываниями Лыскова А.Д. и других участников организованного им публичного мероприятия.
Действия Лыскова А.Д. квалифицированы по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Лыскова А.Д. подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 15.09.2021г, который соответствует требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, копия протокола вручена привлекаемому лицу (л.д. 12-13);
- протоколом от 15.09.2021г. о доставлении Лыскова А.Д. в отдел полиции как лица, совершившего административное правонарушение (л.д. 2);
- протоколом от 15.09.2021г. о задержании Лыскова А.Д. как лица, совершившего административное правонарушение (л.д. 3);
- рапортами сотрудников полиции **, а также их письменными объяснениями, из которых следует, что 15.09.2021г. они совместно находились по адресу г. Москва, ул. Рогова д. 7, на службе по охране общественного порядка. При этом был выявлен Лысков А.Д, который организовал и провел публичное мероприятие в форме митинга, привлекая внимание граждан к вопросам выборов и деятельности политической партии, в связи с чем Лысков А.Д. был задержан (л.д. 4-8);
- рапортом оперуполномоченного ЦПЭ УВД по СЗАО ГУ МВД России по городу Москве ** Д.А. о том, что на личной странице в социальной сети "В контакте" "**" в 08-59час. 15.09.2021г. размещена запись, содержащая призыв к участию в массовом мероприятии общественно-политического характера. Проведение указанного мероприятия запланировано на 19-00час. 15.09.2021г. по адресу г. Москва, ул. Рогова д. 7 корп. 2, на детской площадке (л.д. 20);
- актом от 15.09.2021г. осмотра страницы в социальной сети "В контакте" "**", согласно которому на личной странице Лыскова А.Д. в социальной сети "В контакте" в 08-59час. 15.09.2021г. размещена запись, содержащая призыв неограниченному кругу лиц к участию в массовом мероприятии общественно-политического характера. Проведение указанного мероприятия запланировано на 19-00час. 15.09.2021г. по адресу г. Москва, ул. Рогова д. 7 корп. 2 на детской площадке (л.д. 21-24);
- видеозаписью, содержащейся на оптическом диске, просмотренной в судебном заседании, из содержания которой следует, что Лысков А.Д. выступает на организованном митинге по вопросам общественно-политического характера и выражает несогласие с деятельностью политической партии "Единая Россия" (л.д. 33);
- ответом от 16.09.2021г. заместителя Префекта СЗАО г. Москвы, согласно которому уведомления о проведении 15.09.2021г. массовых публичных мероприятий на территории СЗАО г. Москвы в органы исполнительной власти города не поступали (л.д. 35).
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Установив, что рапорты составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок составления рапортов был соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допустимости данных процессуальных документов в качестве доказательств по настоящему делу.
В протоколе об административном правонарушении указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом.
Вывод о наличии в действиях Лыскова А.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Лыскова А.Д. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Довод об организации и проведении собрания, встречи кандидата в депутаты ** А.В. с избирателями, был предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку. Не согласится с выводами суда, основанными на материалах дела, не представляется возможным. Как правильно отметил суд, распространяя в сети "Интернет" призыв к участию в митинге, Лысков А.Д. не ссылается на то, что состоится встреча ** А.В. с избирателями.
Понятие публичного мероприятия и порядок его проведения регулируется Федеральным от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно ст.2 указанного закона митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Из представленных материалов, в том числе видеозаписи, усматривается, что в ходе публичного мероприятия выдвигались лозунги политического характера, в том числе и не связанные с деятельностью ** А.В, в связи с чем суд пришел к правильному выводу, что в данном случае имеет место митинг, уведомление о проведении которого в соответствии с указанными нормами закона требовалось.
Также право на предвыборную агитацию, о которой идет речь в ст.62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не исключает требование о соблюдении порядка организации и проведения публичного мероприятия в форме митинга, который определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
При таких обстоятельствах, действия Лыскова А.Д. квалифицированы как организация публичного мероприятия правильно.
Вопреки доводам жалобы оценка показаниям свидетеля Гребенника А.В, как и другим письменным документам, в постановлении дана, не согласиться с которой не представляется возможным.
Представленное письмо руководителя Общественного штаба А.** о необходимости рассмотрения предложения об установке агитационных кубов и проведении агитационных мероприятий при соблюдении требований Роспотребнадзора выводы суда не опровергает.
По существу доводы жалоб не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Постановление о привлечении Лыскова А.Д. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного ареста сроком на 5 суток назначено Лыскову А.Д. судьей в пределах санкции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного правонарушения, обстоятельства дела.
Исключающих возможность оснований для назначения Лыскову А.Д. административного наказания в виде административного ареста судом не установлено.
При этом назначенное Лыскову А.Д. административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Лыскова ** оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.