Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фелькер Н.Н. на постановление серии ВВВ N 1399852 старшего инспектора (контролёра) ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 29 марта 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 8 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Фелькер ***, УСТАНОВИЛ:
постановлением серии ВВВ N *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 29 марта 2021 года Фелькер Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 8 июня 2021 года постановление серии ВВВ N *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 29 марта 2021 года оставлено без изменения, жалоба Фелькер Н.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Фелькер Н.Н. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что вменённое ей нарушение подлежало квалификации по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ; имеются основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ; назначенное ему наказание является чрезмерно суровым; в ходе рассмотрения дела неверно установлено время совершения административного правонарушения; дело неправомерно рассмотрено без исследования видеозаписи с камеры, размещенной в трамвае и на инспекторе (контролёре); должностным лицом и судьёй районного суда допущено нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективом и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебное заседание Фелькер Н.Н, извещённая в установленном порядке, не явилась, не подавала ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 13.8.1 КоАП г. Москвы наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, с использованием транспортного средства влечёт административную ответственность по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Согласно материалам дела, Фелькер Н.Н. 29 марта 2021 года в 17 часов 53 минуты в нарушение требования п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" с учётом п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ) в районе дома 23 по шоссе Энтузиастов в городе Москве осуществляла передвижение с использованием транспортного средства общего пользования - трамвая N *** бортовой номер *** без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения и вина Фелькер Н.Н. в его совершении подтверждаются постановлением о назначении административного наказания, вынесенном в порядке ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, и протоколом об административном правонарушении.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Фелькер Н.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, наличие оснований для квалификации её действий по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, является несостоятельным, так как основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 11 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В преамбуле к КоАП г. Москвы закреплено, что Кодекс устанавливает административную ответственность, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
По ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
По ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы административная ответственность наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, совершённых с использованием транспортного средства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ответственность по ст. 3.181 КоАП г. Москвы наступает за те правонарушения, ответственность за совершение которых не предусмотрена положениями КоАП РФ, что соответствует закреплённому в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ принципу невозможности нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Фелькер Н.Н. не выполнила п. 9.4 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-М, изданного в целях предотвращения распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - осуществляла передвижение с использованием транспортного средства без средств индивидуальной защиты органов дыхания, в связи с чем её действия правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Фелькер Н.Н. осуществляла передвижение с использованием транспортного средства без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора), оснований не доверять указанным данным не имеется. Кроме того, данное обстоятельство она не отрицает в доводах жалобы. На стадиях рассмотрения жалоб в районном суде и Московском городском суде Фелькер Н.Н. не заявляла ходатайство в порядке ст. 24.4 КоАП РФ об истребовании видеозаписи, основания для её истребования по инициативе суда отсутствуют.
Из постановления о назначении административного наказания и протокола об административном правонарушении следует, что Фелькер Н.Н. совершила административное правонарушение 29 марта 2021 года в 17 часов 53 минуты, в связи с чем в решении судьи районного суда время совершения административного правонарушения указано правильно.
Довод Фелькер Н.Н. о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вмененного ей административного правонарушения малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.18.1 КоАП г. Москвы, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественной безопасности; режим повышенной готовности был введён на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем невыполнение Фелькер Н.Н. требования по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) в транспорте общего пользования указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения
В соответствии п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года обязанность использования средств индивидуальной защиты предусмотрена для всех граждан, независимо от наличия у них симптомов коронавирусной инфекции, нахождения в контакте с лицами с подозрением на инфекционнное заболевания или болеющими им. Обязанность ношения средств индивидуальной защиты введена в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции как путём снижения риска заражения лица с маской (респиратором) от иных лиц, так и, в случае наличия у такого лица коронавирусной инфекции, предотвращения заражения ею окружающих.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления и решения должностных лиц и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Фелькер Н.Н, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, назначено Фелькер Н.Н. соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Фелькер Н.Н. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления судьи районного суда.
8 июня 2020 года издан указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ), в соответствии с п. 2.6 которого (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу;.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ" в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ внесены изменения: в дефисе пятом пункта 2.6 указа исключены слова "и рук (перчатки)" (п. 1.1 указа).
Таким образом, с 30 июля 2021 года отменены обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых производится реализация товаров, работ, услуг, и обеспечение указанной обязанности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами и организациями правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено ООО "Агроторг" в постановлении судьи районного суда, было отменено, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление серии ВВВ N *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 29 марта 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 8 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Фелькер Н.Н. подлежат изменению путём исключения из них указания на неиспользование Фелькер Н.Н. средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление серии ВВВ N *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 29 марта 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 8 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Фелькер *** изменить путём исключения из них указания на неиспользование Фелькер Н.Н. средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
В остальной части постановление серии ВВВ N *** старшего инспектора (контролёра) ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 29 марта 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 8 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу Фелькер Н.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.