Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. на постановление N ** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от ** 2020 года, решение заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от ** 2020 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от ** 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора Акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой **, УСТАНОВИЛ:
постановлением N ** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от ** 2020 года (далее также - Инспекция) генеральный директор Акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" (далее также - АО "ОПЗ", Общество) Кузнецова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от **2020 года постановление N ** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве ** 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. оставлено без изменения, жалоба Кузнецовой М.В. - без удовлетворения
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от *** 2021 года постановление N ** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от ** 2020 года и решение заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от **2020 года оставлены без изменения, жалоба генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецова М.В. просит об отмене названных постановления и решения должностных лиц Инспекции и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки с целью открытия на территории РФ банковских счетов в валюте РФ для получения заработной платы в безналичной форме; имеются основания для признания вменённого генеральному директору АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. административного правонарушения малозначительным; назначенное наказание является чрезмерно суровым.
В судебное заседание генеральный директор АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецова М.В. не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, не представила ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 15 по городу Москве Коновалов Д.М. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ИФНС России N 15 по городу Москве ** Д.М, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В силу пп."б" п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле", валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу ч.2 ст.14 Закона N 173-Ф3 расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Операции по выдаче Обществом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Согласно ст.131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации
В соответствии с ч.3 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ч.5 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
В случае, если работник Общества является гражданином иностранного государства - нерезидентом, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Как следует из материалов дела, генеральный директор АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецова М.В. допустила совершение незаконной валютной операции, а именно: **2018 года, на основании заключённого трудового договора с иностранным гражданином (нерезидентом) от ** (табельный N **) ** выплатила нерезиденту по расчетно-платежной ведомости N ** денежные средства из кассы Общества в сумме ** рублей, нарушив тем самым требования статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. признал законным постановление и решение должностных лиц Инспекции о назначении административного наказания.
Факт административного правонарушения и вина генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N ** 2020 года; копией платежной ведомости от ** 2018 года с приложением; копией трудового договора, заключенного между АО "Останкинский пивоваренный завод" и **. ; копией выписки из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Указанные доказательства должностными лицами и судьёй районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки с целью открытия на территории РФ банковских счетов в валюте РФ для получения заработной платы в безналичной форме являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно информации Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о выплате заработной платы физическим лицам- нерезидентам п рава и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплату резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона.
Ссылка заявителя о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вменённого генеральному директору АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. административного правонарушения малозначительным не влечёт удовлетворение жалобы
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Невыполнение генеральным директором Общества установленных требований представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выразившееся в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей. О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствуют установленный кодексом значительный размер штрафа, двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностные лица административного органа и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и виновности Кузнецовой М.В. в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 15.25 РФ, назначено генеральному директору АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенных по настоящему делу постановления и решения должностных лиц и решения судьи районного суда, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора АО "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N ** заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по городу Москве от ** 2020 года, решение заместителя руководителя Управления ФНС России по городу Москве от ** 2020 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от ** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора Акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой ** оставить без изменения, жалобу генерального директора Акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.