Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" ** Г.Б. на решение судьи Чертановского районного суда Москвы от 23 июня 2021 года, которым постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области N 07-35/138 от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы, в отношении ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" остав лено без изменения, жалоб а - без удовлетворения ", УСТАНОВИЛ:
постановление м Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области N 07-35/138 от 26 февраля 2021 года ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" признано виновным в совершении административно го правонарушени, предусмотренно го ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ** руб.
Не согласившись с принятым решением судьи, защитник ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" ** Г.Б. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, снизить размер штрафа до ** руб.
Защитник ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" ** Г.Б. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" ** Г.Б, нахожу обжалуемое решение судьи, постановление должностного лица законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, Чертановской межрайонной прокуратурой г..Москвы во исполнении плана работы Чертановской межрайонной прокуратуры г..Москвы на 2 полугодие 2020г. в период с 26 октября 2020г. по 24 ноября 2020 года с выездом на место проведена проверка исполнения ГБУ г..Москвы "Автомобильные дороги" по адресу: г..Москва, **, требований природоохранного законодательства, а также законодательства о пожарной безопасности. Установлено, что по вышеуказанному адресу: г..Москва, ** на участке с кадастровым номером ** осуществляет хозяйственную деятельность ГБУ г..Москвы "Автомобильные дороги". При осуществлении деятельности по вышеуказанному адресу у Учреждения образуются отходы производства и потребления, представлены следующие документы, подтверждающие санкционированную утилизацию/размещение отходов: копия договора об оказании экологических услуг от 05.02.2020г. N ** между ГБУ "Автомобильные дороги" и ООО "**-1"; копия контракта на оказание услуг по размещению мусора с объектов ГБУ "Автомобильные дороги" на 2020г. Документы, подтверждающие передачу прав собственности на отходы, образовавшиеся от деятельности ГБУ "Автомобильные дороги" другим лицам, в рамках проверки не представлены.
Таким образом, при ведении деятельности по адресу: г..Москва, Бирюлево Западное, **(ул. **), ГБУ "Автомобильные дороги" обращается с отходами производства и потребления. В ходе проверки представлена копия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 10.03.2016г. N **, а такжк копии заявлений о принятии технических отчетов по обращению с отходами производства и потребления от 16.03.2017г. (вх. N Департамента Росприроднадзора по ЦФО 38/8104), от 15.03.2018г. (вх. N Департамента Росприроднадзора по ЦФО 38/7152), от 12.03.2019г. (вх. N Департамента Росприроднадзора по ЦФО 38/10659), от 05.03.2020г. (вх. N Межрегионального управления Росприроднадзора по г..Москве и Московской области 39/3321).Объект ГБУ г..Москвы "Автомобильные дороги" по адресу: г..Москва, ** поставлен на учет в реестре объектов НВАС (N **), относящийся к III категории. Документы, подтверждающие изменение категории объекта N **, не представлены. Таким образом, ГБУ г..Москвы "Автомобильные дороги" допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации объекта НВОС **. Таким образом, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического за 2019г. должен быть направлен до 25.03.2020г. В ходе проверки не были представлены документы, подтверждающие направление в установленном порядке отчетности об обращении, утилизации, обезвреживания, о размещение отходов за 2019г. в соответствии с приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. N 30, являющейся неотъемлемой частью ПЭК. Установлено, что при осуществлении деятельности по адресу: г..Москва, ** (ул. **), у Учреждения образуются отходы производства и потребления, представлены следующие документы, подтверждающие санкционированную утилизацию отходов копия договора об оказании экологических услуг от 05.02.2020г. N ** между ГБУ "Автомобильные дороги" и ООО "**-1"; копия контракта на оказание услуг по размещению мусора с объектов ГБУ "Автомобильные дороги" на 2020г. и др.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, установлен Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017г. N **-р. Так, в соответствии с периодами вступления вышеуказанного Распоряжения с 01.01.2019г. установлен запрет на размещение. В том числе отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код ФККО 4 05 122 02 60 5). В представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019г, направленной в установленном порядке в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской области, в графе "Размещение в отчетном периоде, передано другим организациям в целях размещения " отражено, что за 2019г. размещено 0, ** отхода - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код ФККО **). Информация о размещение (захоронении в 2019г. отхода - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код ФККО **) также отражена в журнале движения отходов за 4 квартал 2019г. -**/год и др. Таким образом, в нарушение требований указанного законодательства Учреждением вышеуказанные отходы, а именно отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства переданы для размещения на полигоне сторонней организации (ООО "ЭкоПолиго-Щелково).
Действия ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" подтверждены следующими доказательствами: сведениями о регистрации газоочистной установки в органах Госинспекции газоочистки; копией разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух; копией проекта предельно допустимых выбросов N **; копией справки от 22.03.2016; сведениями о мероприятиях по сокращению выбросов загрязняющих веществ; копией бланка инвентаризации выбросов загрязняющих веществ; копией устава ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги"; сведениями о постановке на учёт в налоговом органе и государственной регистрации; копией акта проверки от 30.11.2020; копией протокола исследования промышленных выбросов от 03.11.2020, приложением к нему в виде фотоизображений и иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения. Решение судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства указанного выше административного правонарушения. Действия ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП Москвы.
Административное наказание ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ г. Москвы.
Довод о незначительности совершенного административного правонарушения и как следствие наличие обстоятельств для снижения размера административного штрафа не является основанием для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В качестве исключительных обстоятельств защитник ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" приводит то обстоятельство, что совершенное правонарушение является незначительным.
Вместе с тем возможность назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа допускается при наличии исключительных обстоятельств.
В рассматриваемом случае таких обстоятельств судом установлено не было. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, заявителем в материалы дела не представлено.
Характер установленного нарушения свидетельствует об общественной опасности совершенного Обществом деяния и серьезности возникших последствий его совершения, поскольку допущено несоблюдение экологических требований при эксплуатации вверенного учреждению объекта.
В рассматриваемом случае снижение размера административного штрафа ниже низшего предела не способствует эффективному воздействию на нарушителя и предупреждению совершения им новых правонарушений в сфере порядка управления.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение судьи Чертановского районного суда Москвы от 23 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы, в отношении ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ Г. МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.