Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "КАРИ" на постановление судьи Щербинского районного суда Москвы от 03 июня 2021 года, которым ООО "КАРИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ:
25 марта 2021 года главным специалиста Управления торговли и услуг префектуры Троицкого и адрес составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Щербинский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На данное постановление защитником общества подана жалоба, в которой он просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель и защитник ООО "КАРИ" в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, обозрев видеозапись, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ установлено, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Мэром Москвы 05 марта 2020 г. принят Указ N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", пунктом 5 утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г.
Пунктом 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ, на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).
Согласно пункту 2.2 Приложения N6 Указа Мэра Москвы N 12-УМ от 05.03.2020 г, за организациями и индивидуальными предпринимателями закреплена обязанность по обеспечению соблюдения следующего режима использования средств индивидуальной защиты: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц; использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Как усматривается из материалов дела, 04 марта 2021 года в 15 часов 27 минут ООО "КАРИ" по адресу: адрес, в период режима повышенной готовности не обеспечило в помещении магазина "Kari", в котором осуществляется торговая деятельность ООО "КАРИ", связанная с совместным пребыванием граждан, соблюдение работниками указанного объекта требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), а именно: допустило нахождение в объекте работников без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в период режима повышенной готовности, чем нарушило пункт 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Вина ООО "КАРИ" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается: протоколом осмотра принадлежащих ООО "КАРИ" помещений по адресу: адрес, от 04 марта 2021 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "КАРИ" по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ от 04 марта 2021 года; протоколом об административном правонарушении от 25 марта 2021 года в отношении ООО "КАРИ" по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в котором изложено существо правонарушения; видеоматериалом, подтверждающим событие правонарушения; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "КАРИ"; иными материалами дела.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом.
Довод о том, что ООО "КАРИ" все необходимые меры для предотвращения заражения новой коронавирусной инфекцией были предприняты, а именно: издан приказ N 466-20 от 21 мая 2020 года об утверждении Инструкции "По организации работы магазинов ООО "КАРИ", магазины снабжены антисептическими средствами обработки рук, нанесена специальная разметка в целях соблюдения социальной дистанции, работники регулярно получают средства индивидуальной защиты, сотрудники магазина осуществляют ежедневное измерение температуры с занесением результатов в журнал, не влечет удовлетворение жалобы, так как ООО "КАРИ" вменяется несоблюдение дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установленных Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в соответствующей редакции, выразившееся в необеспечении на рабочих местах использования работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания и средств индивидуальной защиты рук, нарушение которых и образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
При этом из видеоматериала ясно следует, что на территории магазина "Kari" в рабочее время в торговом зале работник находится без средств индивидуальной защиты, а именно: маски и перчаток.
Довод жалобы о том, что протокол осмотра является недопустимым по делу доказательством, поскольку составлен в отсутствие понятых, подлежит отклонению.
В соответствии с ч.1 ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, обследование территории с видеофиксацией производилось по факту обнаружения признаков административного правонарушения при невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В ходе обследования был составлен протокол осмотра территории, к которому приобщена видеозапись на CD-носителе. А также было установлено юридическое лицо, совершившее административное правонарушение - ООО "КАРИ", которое и было в дальнейшем привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, в протоколе осмотра имеется отметка о ведении видеозаписи. Таким образом, проверяющими осуществлялось визуальное обследование торгового объекта, с использованием записывающего видеоустройства Iphone XS, указанного в протоколе, а поэтому при совершении указанных действий участие понятых не являлось обязательным.
Также помимо протокола осмотра материалы дела содержат исчерпывающие доказательства отсутствия у сотрудников магазина средств индивидуальной защиты дыхания, в том числе фотографии и видеозапись правонарушения.
Ссылка в жалобе на то, что к административной ответственности за необеспечение использования сотрудниками средств индивидуальной защиты должно привлекаться не юридическое лицо, а должностное лицо, не может быть принята во внимание с учетом положений ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "КАРИ" имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены.
Из материалов дела не усматривается, что ООО "КАРИ" предпринимались все возможные меры по предотвращению нарушения работниками п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Доказательств контроля за соблюдением работниками требований Указа не представлено. Сославшись на инструкцию, общество не предоставило доказательств ознакомления сотрудников с ее содержанием.
Из положений п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и п. 2.2 Приложения N6 к данному Указу не следует, что у работников возникает обязанность носить средства индивидуальной защиты органов дыхания только при обслуживании покупателей.
При таких обстоятельствах, действия ООО "КАРИ" по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "КАРИ", в связи с чем судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что ООО "КАРИ" вменяется также, то, что общество допустило нахождение на объекте работников без использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ" требование об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки) исключено.
Однако данное обстоятельство не является основанием для отмены постановления суда, поскольку помимо допущения нахождение посетителей без использования средств индивидуальной защиты рук (перчаток), обществу вменено также допущение нахождение посетителей и работников без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов), за которое ответственность в настоящее время не устранена.
Назначенное ООО "КАРИ" административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Щербинского районного суда Москвы от 03 июня 2021 года, которым ООО "КАРИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.