Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Гречишкина И.С. на постановление инспектора ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 01 ноября 2020 года N ..., на решение командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 19 ноября 2020 года, на решение судьи Останкинского районного суда адрес от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ в отношении Гречишкина И.С., установил:
постановлением инспектора ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 01 ноября 2020 года N.., оставленным без изменения решением командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 19 ноября 2020 года, Гречишкин И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с такими постановлением и решением должностных лиц административного органа, Гречишкин И.С. подал на них жалобу в Останкинский районный суд адрес, решением судьи которого от 27 мая 2021 года данные акты должностных лиц ГИБДД оставлены без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд Гречишкин И.С. обжалует приведенные выше акты должностных лиц ГИБДД и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.19 КоАП РФ, поскольку принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство в установленном порядке внесено в федеральный реестр инвалидов; должностные лица ГИБДД неправомерно задержали и эвакуировали транспортное средство заявителя при отсутствии дорожного знака 8.17 "Инвалид"; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебном заседании Московского городского суда Гречишкин И.С. в полном объеме поддержал указанные доводы поданной им жалобы, настаивал на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа, а также решения судьи районного суда не имеется, в связи со следующим.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ наступает за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере сумма прописью.
Пунктом 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Дорожный знак 6.4 "Парковка" Приложения 1 к ПДД РФ обозначает парковку (парковочное место).
В соответствии с п. 1.2 ПДД РФ, под парковкой (парковочным местом) понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Статьей 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.
Знак дополнительной информации 8.17 "Инвалиды" Приложения 1 к ПДД РФ указывает на то, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалиды".
Согласно адрес положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N1090, опознавательный знак "Инвалид" в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета устанавливается спереди или сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Исходя из Приложения N 2 к ПДД РФ, дорожная разметка 1.24.3 дублирует дорожный знак 8.17 "Инвалиды" Приложения N1 к ПДД РФ.
На основании п. 5.1.3 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, действие знаков распространяется на проезжую часть, обочину, трамвайные пути, велосипедную или пешеходную дорожки, у которых или над которыми они установлены.
По смыслу обязательных требований, изложенных в пункте 5.1.5 Свода правил СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей", габариты машино-места следует принимать (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности) - 5, 3 x 2, 5 метра, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, - 6, 0 x 3, 6 метра.
Таким образом, зона действия знаков 6.4, 8.17 "Стоянка для инвалидов", при отсутствии дорожной разметки составляет по ширине 3, 6 метров (1, 8 метров вправо и влево от стойки дорожных знаков).
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 09.35 час. 01 ноября 2020 года по адресу: адрес, водитель Гречишкин И.С. управляя транспортным средством марки "... ", регистрационный знак ТС, не оборудованном опознавательными знаками "Инвалид", в нарушение требований дорожных знаков 6.4 "Место стоянки" и 8.17 "Инвалиды" Приложения N1 к ПДД РФ, осуществил стоянку в месте, отведённом для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
Факт совершения Гречишкиным И.С. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела и исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, протоколом задержания транспортного средства марки ""... ", регистрационный знак ТС, от 01 ноября 2020 года в связи с осуществлением стоянки данного транспортного средства в месте, отведенном для остановки и стоянки транспортных средств для инвалидов, обозначенном дорожными знаками 6.4 "Место стоянки" и 8.17 "Инвалиды" Приложения N1 к ПДД РФ по адресу: адрес, в присутствии двух поняты; актом приема-передачи вышеназванного транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку; протоколом об административном правонарушении от 01 ноября 2020 года в отношении Гречишкина И.С, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, указаны пункты ПДД РФ, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии Гречишкина И.С, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, копию его получил на руки, все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит, также содержит подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами ГИБДД, непосредственно выявившими нарушение водителем фио требований дорожных знаков 6.4 "Место стоянки", 8.17 "Инвалиды" Приложения N1 к ПДД РФ ПДД РФ, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников ГИБДД, оформивших процессуальные документы, в исходе рассматриваемого дела материалы дела не содержат, оснований для оговора ими заявителя также не установлено, а исполнение сотрудниками ГИБДД, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Статьей 27.13 КоАП РФ установлено, что в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в том числе частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
В протоколе о задержании транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Копия протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица о возврате задержанного транспортного средства вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства.
В данном случае протокол о задержании транспортного средства заявителя соответствует требованиям ст. 27.13 КоАП РФ, в нем указаны дата, время, место задержания транспортного средства, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве, основания принятия решения о его задержании, наименование учреждения, которое будет исполнять решение о задержании, адрес местонахождения специализированной автостоянки, в присутствии двоих понятых.
Поскольку данный протокол был составлен в отсутствие заявителя, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в указанном протоколе отсутствуют, протокол составлен с участием двух понятых, подробные сведения о которых содержатся в данном протоколе.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что остановка (стоянка) транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на парковочном месте для инвалидов разрешается только в случае установки на автомобиле опознавательного знака "Инвалид".
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, выражается в остановке или стоянке автомобиля, не оборудованным опознавательным знаком "Инвалид", в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов, в нарушение требований дорожных знаков 8.17, 6.4 Приложения N1 к ПДД РФ.
В абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел, предусмотренных главой 12 КоАП РФ" разъяснено, стоянка транспортного средства в месте, оборудованном дорожным знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 "Инвалиды" с разметкой 1.24.3 или без таковой, допускается исключительно в случае, если на таком транспортном средстве установлен опознавательный знак "Инвалид". Размещение на таком парковочном месте транспортного средства, на котором не установлен опознавательный знак "Инвалид", либо транспортного средства, на котором указанный знак установлен в отсутствие законных оснований, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
Установив, что Гречишкин И.С. на принадлежащем ему на праве собственности транспортном средстве, необорудованном опознавательным знаком "Инвалид", осуществил стоянку в месте, отведённом для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, оборудованном дорожными знаками 6.4 "Место стоянки" и 8.17 "Инвалиды" Приложения N1 к ПДД РФ, что бесспорно подтверждено совокупностью исследованных судьей доказательств, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
При этом, тот факт, что транспортное средство Гречишкина И.С. марки "... ", регистрационный знак ТС, на момент фиксации обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности, опознавательными знаками "Инвалид" не было оборудовано, зафиксирован не только в процессуальных документах, но и не оспаривался самим заявителем ни на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной в Московский городской суд жалобы.
Доводы в жалобе о внесении в установленном порядке транспортного средства заявителя в реестр транспортных средств инвалидов, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку в силу п. 1.3 Правил дорожного движения Гречишкин И.С. должен был руководствоваться требованиями дорожных знаков 6.4 и 8.17 Приложения N1 к ПДД РФ, в зоне действия которых разрешена остановка и стоянка только транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
Также не влекут отмену оспариваемых актов ссылки в жалобе на часть 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2019 года N184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в силу которого с 01 июля 2020 года право на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств инвалидов реализуется путем размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом или перевозящим инвалида, на Приказ Минтруда России от 14 ноября 2019 года N724н, которым утвержден Порядок размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящим инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений, и которым признан утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 июля 2018 года N443н "Об утверждении Порядка выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования", поскольку в соответствии с данными нормами, с 01 июля 2020 года прекращена выдача федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы персонифицированного опознавательного знака "Инвалид", вместе с тем установленное законом требование о наличии опознавательного знака "Инвалид" на транспортном средстве именно в момент осуществления стоянки автомобиля в зоне действия дорожного знака 8.17 "Инвалиды" Приложения N1 к ПДД РФ не отменено, является действующим, а потому подлежит исполнению в целях использования бесплатного парковочного места транспортным средством, управляемым водителем-инвалидом или водителем, перевозящим инвалида или ребенка-инвалида, независимо от внесения данного транспортного средства в Федеральный реестр инвалидов и независимо от прекращения выдачи таких опознавательных знаков учреждениями
медико-социальной экспертизы, с учетом возможности их самостоятельного приобретения.
Постановление от 01 ноября 2020 года N.., которым Гречишкин И.С. признан виновным в совершении административного правонауршения, предусмотренного ч.2 ст.12.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию, в полном объеме соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось административное правонарушение, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица, копия его для сведения ему вручена на руки, в чем он собственноручно расписался, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда правильно установилаобстоятельства совершения административного правонарушения, оценила имеющиеся доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности, обоснованно придя к выводу о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о ее заинтересованности в его исходе.
Доводы поданной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемых актов, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом второй инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не подлежащими удовлетворению.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
Бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены оспариваемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление инспектора ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 01 ноября 2020 года N.., решение командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 19 ноября 2020 года, решение судьи Останкинского районного суда адрес от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ в отношении Гречишкина И.С. оставить без изменения, жалобу Гречишкина И.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.