Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанова В.Н., поданную на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 24 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении Устюгова А.Н., установил:
постановлением *** старшего инспектора (контролера) 7 отдела УКППНГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от *** года, оставленным без изменения решением заместителя начальника 7 отдела УКППНГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 09 июня 2020 года, Устюгов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 года постановление должностного лица изменено, действия Устюгова А.Н. переквалифицированы с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы на ч. 2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, руководитель ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанов В.Н, полагает решение судьи районного суда о переквалификации действий Устюгова А.Н. на ч. 2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы неправомерным, поскольку в рамках рассматриваемого дела последний осуществлял передвижение без средств индивидуальной защиты с использованием общественного транспорта - автобуса.
В судебном заседании Устюгов А.Н. выразил несогласие с привлечением к административной ответственности, считая свою вину недоказанной.
Руководитель ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив приведенные выше доводы поданных жалоб, выслушав Устюгов А.Н, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, ввиду следующего.
Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Административная ответственность по ч. 4 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере сумма прописью.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Также пунктом 9.4 того же Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ (в редакции Указа от 07 мая 2020 года N 55-УМ) с 12 мая 2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; с 25 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели); с 01 июня 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе, в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с Приложением N8 к настоящему Указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) (в редакции Указа Мэра Москвы от 22 июня 2020 года).
При этом, в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане и организации были оперативно и достоверно информированы органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, и по иным каналам о необходимости соблюдения режима повышенной готовности, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности.
Признавая Устюгова А.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, и подвергая его административному наказанию, должностное лицо 2 отдела УКППНГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" исходил из того, что *** года в 13 час. 20 мин. Устюгов А.Н. осуществил передвижение по адресу: адрес, с использованием общественного транспорта - автобуса с бортовым номером 49601, двигавшегося по маршруту М3, в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора) и рук (перчаток), что не содержит уголовно наказуемого деяния.
Приходя к выводу о наличии оснований для переквалификации названых действий Устюгова А.Н. на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы, судья районного суда исходил из того, что нахождение Устюгова А.Н. в качестве пассажира в автобусе не является использованием транспортного средства.
Однако согласиться с таким выводом нельзя в силу следующего.
В соответствии с абзацем 9 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", с абзацем 17 п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, под транспортным средством понимается устройство, приводимое в движение двигателем, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; данный термин охватывает любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов и оборудования по дорогам, причем как механические, так и немеханические транспортные средства.
При этом, термин "общественный транспорт" ("транспорт общего пользования") равнозначен понятию "маршрутное транспортное средство", под которым, согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, понимается транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками); к транспортным средствам общего пользования относятся автобусы (городские, пригородные, междугородные), троллейбусы, трамваи, метро, железнодорожный, воздушный и водный транспорт.
Использование транспортного средства - эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства.
В данном случае имеющиеся в деле доказательства с очевидностью свидетельствуют о том, что Устюгов А.Н. *** г. находился в салоне автобуса, следующего по маршруту М3, то есть использовал транспортное средство в соответствии с договором перевозки.
Следовательно, отсутствие у Устюгова А.Н. в этот момент средств индивидуальной защиты, свидетельствует о допущенном им нарушении установленных Указом Мэра Москвы N 12 от 05.03.2020 г. правил поведения в период действия режима повышенной готовности, с использованием транспортного средства, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы.
Учитывая, что санкция ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы предусматривает более строгое административное наказание, чем санкция ч. 2 той же статьи КоАП города Москвы, переквалификация действий Устюгова А.Н. на ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы при рассмотрении настоящей жалобы не возможна, поскольку это приведет к ухудшению положения последнего.
Административное наказание назначено Устюгову А.Н. в пределах санкции ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, с учетом конкретных обстоятельств, личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, соответствует конституционным принципам законности, неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Каких-либо противоречий либо неустранимых сомнений, влияющих на доказанность обстоятельств правонарушения, связанного с нахождением Устюгова А.Н. в салоне автобуса без средств индивидуальной защиты, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Устюгова А.Н. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем обжалуемые акты подлежат изменению по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
На основании п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы N 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Указом Мэра Москвы N 45-УМ от 30.07.2021 внесены изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности", согласно которым из абзаца шестого (дефис пятый) пункта 2.6 Указа исключены слова "и рук (перчатки)".
Таким образом, приведенные выше положения п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части соблюдения гражданами и работниками требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки), утратили силу.
Сведения об исполнении Устюговым А.Н. постановления о назначении административного наказания в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат изменению в части объема вменного деяния путем исключения из них указания на отсутствие у Устюгова А.Н. средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 24 ноября 2020 года, решение заместителя начальника 7 отдела УКППНГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 09 июня 2020 года и постановление *** старшего инспектора (контролера) 7 отдела УКППНГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от *** года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Устюгова А.Н. изменить, исключив из названных актов указание на невыполнение Устюговым А.Н... требований правил поведения при введении режима повышенной готовности в части нахождения без средств индивидуальной защиты рук (перчаток) при использовании транспортного средства.
В остальной части решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 24 ноября 2020 года, решение заместителя начальника 7 отдела УКППНГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 09 июня 2020 года и постановление *** старшего инспектора (контролера) 7 отдела УКППНГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от *** года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Устюгова А.Н. оставить без изменения, жалобу руководителя ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанова В.Н.- без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.