Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанова В.Н., поданную на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 24 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении Мехоношиной В.А., установил:
постановлением инспектора (контролера) 5 отдела УКПП НГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" *** от *** года, Мехоношина В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с названным актом должностного лица Мехоношиной В.А. подана жалоба в Басманный районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 24 ноября 2020 года постановление должностного лица изменено, действия Мехоношиной В.А. переквалифицированы с ч. 4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы на ч. 2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд руководитель ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанов В.Н, полагает решение судьи районного суда о переквалификации действий Мехоношиной В.А. с ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы на ч. 2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы неправомерным, поскольку в рамках рассматриваемого дела Мехоношина В.А. осуществляла передвижение без защиты органов дыхания (маски и респиратора) и рук (перчаток), с использованием общественного транспорта - трамвая.
Руководитель ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанов В.Н, Мехоношина В.А. в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Пунктом 9.4 данного Указа с 12 мая 2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; с 25 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели).
Как следует из материалов дела *** года в 13 час. 45 мин. по адресу: адрес, Мехоношина В.А, в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции действующей на день совершения административного правонарушения), направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, осуществила передвижение с использованием транспортного средства общего пользования - трамвая, следовавшего по маршруту N 50 б/н 31254 без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора), что не содержит уголовно наказуемого деяния.
Указанные действия Мехоношиной В.А. квалифицированы должностным лицом ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Не согласившись с такой квалификацией действий Мехоношиной В.А. судья районного суда пришел к выводу о том, что названные выше действия Мехоношиной В.А. охватываются составом ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, сославшись на то, что Мехоношина В.А. в момент совершения правонарушения транспортное средство не использовала, а находилась в нем без средств индивидуальной защиты.
Однако согласиться с таким выводом судьи нельзя.
Так п. 9.4 Указа Мэра Москвы N12-УМ от 05.03.2020 г. предписано гражданам с 12 мая 2020 года в обязательном порядке использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Следовательно, указанное предписание о ношении на лице средств, снижающих риск прямой передачи острых респираторных вирусных заболеваний, сформулировано безотносительно к конкретной категории транспортных средств и виду перевозок, а также способу нахождения гражданина в транспортном средстве (в качестве водителя либо пассажира). В связи с этим не имеет правового значения для квалификации действий гражданина по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, находящегося в транспортном средстве без средств индивидуальной защиты, пользуется такой гражданин транспортным средством как водитель либо как пассажир.
В данном случае из фотоматериала усматривается, что Мехоношина В.А. находилась непосредственно в салоне трамвая, то есть осуществляла передвижение с использованием общественного транспорта в отсутствие у неё средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), тем самым её действиям была дана верная квалификация должностным лицом по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В данном случае оснований для изменения решения судьи Басманного районного суда города Москвы от 24 ноября 2020 года не имеется, поскольку переквалификация действий Мехоношиной В.А. с ч. 2 на ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы приведет к ухудшению ее положения.
Вместе с тем акты должностных лиц и решение судьи подлежат изменению по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
На основании п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы N 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Указом Мэра Москвы N 45-УМ от 30.07.2021 внесены изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности", согласно которым из абзаца шестого (дефис пятый) пункта 2.6 Указа исключены слова "и рук (перчатки)".
Таким образом, приведенные выше положения п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части соблюдения гражданами и работниками требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки), утратили силу.
Сведения об исполнении Мехоношиной В.А. постановления о назначении административного наказания в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат изменению в части объема вменного деяния.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7, 30.9 КоАП РФ, решил:
решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 24 ноября 2021 года и постановление инспектора (контролера) 5 отдела УКПП НГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от *** года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Мехоношиной В.А. изменить, исключив из названных актов указание на невыполнение Мехоношиной В.А. требований правил поведения при введении режима повышенной готовности в части нахождения без средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
В остальной части решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 24 ноября 2021 года и постановление инспектора (контролера) 5 отдела УКПП НГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от *** года оставить без изменения, жалобу руководителя ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанова В.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.