Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Хартия" по доверенности Малыхина А.В. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы от 29 сентября 2020 года N ..., на решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "Хартия", установил:
постановлением начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы N... от 30 июля 2019 года ООО "Хартия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник общества подал на него жалобу в Бабушкинский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 24 мая 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Хартия" - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник общества обжалует данные постановление должностного лица и решение судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана; состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, в действиях общества отсутствует; общество не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является балансодержателем контейнерной площадки; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание законный представитель ООО "Хартия" и защитник общества по доверенности Малыхин А.В, будучи извещенными о месте и времени слушания дела, не явились, доказательств уважительности причин своей неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения поданной жалобы не обращались, в связи с чем, с учетом положений ст.ст.25.4, 25.5 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в их отсутствие не имеется.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, допросив свидетеля, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 КоАП города Москвы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Пунктом 3.4 указанных Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, определено, что контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках; места размещения и тип ограждения определяются архитектурно-планировочным управлением (АПУ) административного округа по заявкам районных жилищно-эксплуатационных организаций, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве, Объединением административно-технических инспекций города Москвы. Количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на них должно соответствовать утвержденным Правительством Москвы нормам накопления ТБО и КГМ. Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, газонах и в проходных арках домов. В исключительных случаях допускается временная (на срок до 1 суток) установка на дворовых территориях бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных и благоустроительных работ, выполняемых юридическими и физическими лицами, при отсутствии на указанных территориях оборудованных площадок для установки бункеров-накопителей. Места временной установки бункеров-накопителей должны быть согласованы с балансодержателем территории. При выполнении работ по вывозу КГМ по заявкам граждан владелец бункеровоза обязан уведомить балансодержателя территории о месте кратковременной установки бункера-накопителя.
Исходя из положений п. 1.5 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет, в том числе Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N960-ПП утверждено Положение об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, в соответствии с п.п.1.1, 4.3.1 которого, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, одной из функций которого является государственный контроль в области благоустройства в городе Москве; ОАТИ г. Москвы осуществляет государственный контроль в области благоустройства в городе Москве за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися правообладателями и/или фактическими пользователями объектов (элементов объектов) благоустройства, либо осуществляющими проведение работ по благоустройству, земляных и иных работ на объектах (элементах объектов) благоустройства, гражданами норм, правил и требований, установленных законами города Москвы и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы в области благоустройства города Москвы.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 12.33 час. 16 сентября 2021 года в ходе обследования территории на основании поручения руководителя инспекции инспектором по контролю за вывозом мусора ОАТИ главным инспектором по адресу: г.Москва,.., выявлено, что ООО "Хартия", ООО "Хартия", в соответствии с государственным контрактом от 12 декабря 2013 года N... являющегося мусоровывозящей организацией, выполняющей работы по вывозу крупногабаритного мусора, образующегося в многоквартирных домах, расположенных на территории СВАО г. Москвы, в нарушение требований п. 3.4 "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве", утвержденных Постановлением Правительства г.Москвы от 09.11.1999 г. N 1018, допустило размещение бункера-накопителя крупногабаритного мусора вне специально оборудованной площадки, на дворовом проезде, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы.
Факт совершения ООО "Хартия" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью собранных и исследованных судьей доказательств, в том числе, поручением начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г..Москвы по обеспечению контроля за состоянием внешнего благоустройства, контроля вывоза мусора, состоянии контейнерных и бункерных площадок, выявлении хозяйствующих субъектов, не заключивших договоры на вывоз мусора в СВАО г..Москвы; рапортом главного инспектора инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г..Москвы об обнаружении по адресу: г..Москва,.., размещение бункера-накопителя ООО "Хартия" вне специально оборудованной площадки, а именно: на дворовом проезде; выпиской ЕГРЮЛ в отношении ООО "Хартия"; копией государственного контракта на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории СВАО г..Москвы от 12 декабря 2013 года N.., заключенным между государственным заказчиком Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г..Москвы и исполнителем ООО "Хартия"; фотоматериалом, которым зафиксированы выявленные нарушения установки бункера-накопителя вне специально оборудованной контейнерной площадки; протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2020 года в отношении ООО "Хартия", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП г..Москвы, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника общества по доверенности Евона Б.Ф, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, копию его для сведения получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, и что не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо
перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, включая подпись должностного лица, его составившего; фотоматериалом.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством г.Москвы, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Рапорт составлен именно тем должностным лицом инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы, который непосредственно выявил административное правонарушение в действиях общества, в рамках его должностных обязанностей, изложенные в них фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, рапорт отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
Также следует отметить, что КоАП РФ не регламентирует процедуру составления рапорта должностным лицом ОАТИ г.Москвы, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний, рапорт не регистрируется в книге учета сообщений о преступлении.
Представленный суду фотоматериал, которым зафиксирован факт размещения ООО "Хартия" в 12.33 час. 16 сентября 2021 года по адресу: г.Москва,.., бункера-накопителя вне специально оборудованной площадки - на дворовом проезде, является приложением к рапорту должностного лица административного органа, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения виде- и фотоосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ, указанный фотоматериал является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, который получил надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериала доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Кроме того, указанные выше и исследованные судьей районного суда доказательства, согласуются с показаниями допрошенной в судебном заседании суда второй инстанции в качестве свидетеля главного инспектора инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы Осиповой Е.В, выявившей в действиях общества административное правонарушения и составившей в отношении него протокол об административном правонарушении, согласно которым, при установленных обстоятельствах обследование территории осуществлено в связи с неоднократными обращениями жителей, в ходе проверки которых выявлено, что контейнерная площадка по адресу: г.Москва,.., в 12.33 час. 16 сентября 2021 года была свободна, а контейнер ООО "Хартия" для сбора и хранения крупно-габаритного мусора был установлен на дворовом проезде, нарушение было устранено обществом 22 сентября 2020 года, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны должностным лицом, непосредственно выявившем административное правонарушение в действиях общества, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности данного свидетеля в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора им заявителя не установлено, с ним они ранее знакомы не были, а исполнение главным инспектором своих должностных обязанностей, в которые входит контроль за состоянием внешнего благоустройства, контейнерных и бункерных площадок, выявление хозяйствующих субъектов, не заключивших договоры на вывоз мусора в СВАО г.Москвы, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения ее действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, являются нарушения в области благоустройства города Москвы; объективная сторона выражается в нарушении установленных Правительством Москвы Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса.
Установив, что ООО "Хартия", будучи мусоровывозящей организацией, выполняющей работы по обращению с ТБО и КГМ, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории СВАО г. Москвы, на основании государственного контракта, допустило размещение бункера-накопителя вне специально оборудованной площадки, в данном случае - на дворовом проезде, тогда как пунктом 3.4 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве прямо определено, что контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП г.Москвы.
При этом, сам факт размещения бункера-накопителя вне специально оборудованной площадки - на дворовом проезде по вышеназванному адресу стороной защиты не отрицался ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной жалобы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о его вине.
ООО "Хартия", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Постановление от 29 сентября 2020 года N.., которым ООО "Хартия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы, в установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, нарушение которых вменяется обществу, указаны добытые по делу доказательств, вынесено в присутствии защитника общества по доверенности Евона Б.Ф, копия постановления для сведения вручена ему на руки, а также направлена в адрес привлекаемого к административной ответственности юридического лица посредством Почты России, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Исходя из положений ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, характера правонарушения в области благоустройства города и нарушения Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка, допущенного в центре Москвы, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, как об этом просит сторона защиты, не имеется.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.8.10 КоАП г.Москвы, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением, с учетом имущественного положения юридического лица, о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы от 29 сентября 2020 года N.., решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "Хартия" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Малыхина А.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.