Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Тимонина *** - адвоката Тельнова С.Н. на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 18 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Тимонина М.О., УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 октября 2021 г. Тимонин М.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком 10 суток, срок исчислен с 16 час. 40 мин. 17 октября 2021 г.
В настоящей жалобе защитник Тимонина М.О. - адвокат Тельнов С.Н, выражая несогласие с названным судебным актом, просит о его отмене и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие в действиях доверителя события и состава административного правонарушение, нарушение процессуальных норм, установленных КоАП РФ, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, права на защиту.
В судебном заседании Тимонин М.О. и защитник адвокат Тельнов С.Н. доводы жалобы поддержали.
Исследовав также материалы дела, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ предусмотрена за н еповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, выражается непосредственно в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Согласно п."б" ч.1 ст.2 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
Статьей 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно п.2 ч.1 ст.13 данного Федерального закона, сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.13 Федерального закона "О полиции", сотрудникам полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей также предоставлено право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п.16 ч.1 ст.13 Федерального закона "О полиции", сотрудникам полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право и осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей.
Согласно п.4 ст.12 названного федерального закона, полиция обязана выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.
Согласно частям 3 и 4 ст.30 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17 октября 2021 года примерно в 16 часов 40 минут, по адресу г. Москва, ***, гражданин Тимонин М.О, принял участие в публичном мероприятии в форме одиночного пикетирования в месте, котором проведение публичного мероприятия запрещается, а именно на территории, непосредственно прилегающей к Резиденции Президента РФ, при этом в руках держал плакат с надписями тематического характера, 17 октября 2021 года в 16 часов 45 минут на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, убрать плакат, предъявить документы и проследовать в служебный автотранспорт Тимонин М.О. не реагировал, отказался от выполнения законных требований сотрудников полиции, вырывался, во время препровождения упирался ногами в брусчатку, при посадке в салон упирался руками в кузов автомобиля.
Действия Тимонина М.О. квалифицированы по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Тимонина М.О. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, согласно которому 17 октября 2021 года примерно в 16 часов 40 минут, по адресу г. Москва, ***, гражданин Тимонин М.О, принял участие в публичном мероприятии в форме одиночного пикетирования в месте, котором проведение публичного мероприятия запрещается, а именно на территории, непосредственно прилегающей к Резиденции Президента РФ, при этом в руках держал плакат с надписями тематического характера, 17 октября 2021 года в 16 часов 45 минут на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, убрать плакат, предъявить документы и проследовать в служебный автотранспорт Тимонин М.О. не реагировал, отказался от выполнения законных требований сотрудников полиции, вырывался, во время препровождения упирался ногами в брусчатку, при посадке в салон упирался руками в кузов автомобиля; протоколами о доставлении и задержании лица, совершившего административное правонарушение; рапортами сотрудников и объяснениями сотрудников полиции Шилина Д.О, Хвороста А.И, в которых изложены обстоятельства совершения Тимониным М.О. административного правонарушения; копией паспорта гражданина РФ Тимонина М.О, другими материалами дела.
Суд обоснованно принял во внимание рапорта, письменные показания должностных лиц полиции, поскольку сведения, изложенные ими в рапортах и объяснениях, последовательны и согласуются с письменными материалами дела, в том числе с протоколом об административном правонарушении, иными процессуальными актами. Оснований для оговора Тимонина М.О. у указанных сотрудников полиции судом не установлено.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Оснований для переоценки доказательств и фактических обстоятельств дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении в отношении Тимонина М.О. составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в связи с чем, также отвечает признакам допустимости доказательства по делу, в том числе по основаниям, указанным выше.
Нормами КоАП РФ не предусмотрено, что протокол об административном правонарушении может быть составлен лишь должностным лицом, являющимся очевидцем совершенного правонарушения. Единственное требование закона - это наличие у должностного лица полномочий на составление протокола об административном правонарушении. Как видно из представленных материалов, протокол об административном правонарушении в отношении Тимонина М.О. составлен уполномоченным на то должностным лицом на основании рапортов и письменных объяснений сотрудников полиции. Не согласиться с оценкой указанных доказательств нет никаких оснований.
Процессуальные права на стадии возбуждения дела разъяснены Тимонину М.О. надлежащим образом, защиту осуществлял адвокат Тельнов С.Н. по ордеру.
Для квалификации действий по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ не имеет правового значения - в ходе проведения согласованного либо несогласованного или публичного либо не публичного мероприятия - совершались действия, образующие неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, совершенного Тимониным М.О. является порядок управления в сфере деятельности уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также выполнению иных служебных обязанностей, при этом не имеет значения наступление каких-либо последствий.
Совокупность перечисленных выше доказательств полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину Тимонина М.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Тимонина М.О, а также норм КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность, и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Как усматривается из материалов дела, Тимонин М.О. на требования сотрудников правоохранительных органов не реагировал, тем самым демонстрировал отказ от выполнения законных требований сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Доводы жалобы о невиновности и о том, что Тимонин М.О. общественный порядок не нарушал, доказательств его вины нет, не основаны на материалах дела и опровергаются изложенными выше доказательствами.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Вывод о наличии в действиях Тимонина М.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен.
Согласно ч.1 ст.27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Из материалов дела следует, что Тимонин М.О. был осведомлен о том, за какие противоправные действия к нему применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления и административного задержания.
При этом, все протоколы о применении мер обеспечения составлены последовательно уполномоченным должностным лицом без нарушения процессуальных прав Тимонина М.О.
Санкция части 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает, в том числе, административный арест, составление протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела было невозможным, применение мер обеспечения к Тимонину М.О. в виде административного задержания не противоречило требованиям КоАП РФ.
Законность требований и действий должностных лиц полиции в судебном порядке проверена и сомнений не вызывает.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу Тимонина М.О. материалы дела не содержат.
Срок и порядок привлечения Тимонина М.О. к административной ответственности судьей районного суда не нарушен.
Административные санкции сопровождались полноценным, независимым и беспристрастным судебным разбирательством, а судебное постановление является мотивированным.
Довод о том, что в судебном разбирательстве не принимал участие прокурор, как лицо, поддерживающее обвинение, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с п.2 ч.1 ст.25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, а, поскольку настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ в отношении Тимонина М.О. н е было возбуждено по инициативе прокурора, то его участие в рассмотрении дела в силу закона не требовалось, а КоАП РФ не указывает должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в качестве участника производства по делу, поддерживающего обвинение в административном деле, соответственно, его обязательная явка в судебные заседания не предусмотрена нормами КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы Тимонин М.О. дважды за одно и тоже правонарушение к административной ответственности не привлечен, ссылка на то, что его действия подлежали квалификации по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ применительно к вмененному и доказанному составу ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ основанием для освобождения от административной ответственности не является.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении Тимониным М.О. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч.1 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
Административное наказание в виде административного ареста назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом личности виновного, а также характера совершенного административного правонарушения, посягающего на порядок управления, и в пределах санкции ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Тимонин М.О. относится к лицам, указанным в части 2 ст.3.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении ему административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение более мягкого вида наказания, чем административный арест, не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, с чем суд, рассматривающий жалобу, соглашается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения жалобы, по изложенным в ней доводам, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 18 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Тимонина *** оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.