Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зенина В.А, секретаря судебного заседания "ФИО"3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "ФИО"1 департамента имущественных отношений Краснодарского края "ФИО"4 к "ФИО"1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при "ФИО"1 Росреестра по Краснодарскому краю (далее-Комиссия), заинтересованным лицам: филиалу ФГБУ " "ФИО"1 кадастровая палата "ФИО"1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, ООО "УК "Ар.И.С." "ФИО"5 недвижимости "Атолл" об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, УСТАНОВИЛ:
"ФИО"1 департамента имущественных отношений Краснодарского края "ФИО"4 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Комиссии от "Дата... " "N... "; обязать "ФИО"1 Росреестра по Краснодарскому краю, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости путем исключения (аннулирования) сведений об установленной решением Комиссии от "Дата... " "N... " кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56 в размере 9 340 000, 00 руб. в течение десяти (10) дней с даты вступления в законную силу решения суда; обязать "ФИО"1 Росреестра по Краснодарскому краю, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56, отраженной в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков от "Дата... " "N... "-ГКОЗНП-2016 и утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от "Дата... " "N... " "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Краснодарского края" в размере 18 940 287, 12 руб. в течение десяти (10) дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований "ФИО"1 департамента имущественных отношений Краснодарского края "ФИО"4 сообщила, что на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304003:56 зарегистрировано право собственности субъекта РФ - Краснодарского края, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.06.2005г. сделана запись регистрации. Решением Комиссии от "Дата... " N ? установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56 в размере 9 340 000 рублей. Решение Комиссии мотивировано отличием рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости, определенной в размере 18 940 287, 12 рублей по состоянию на "Дата... ", отраженной в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков от "Дата... " "N... "-ГКОЗНП-2016 и утверждённой приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от "Дата... " "N... " "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Краснодарского края". Административный истец считает, что содержание отчета об оценке N Б-20-054 от "Дата... " вводит в заблуждение и вызывает сомнения в достоверности определенной им рыночной стоимости объекта оценки. Определенная в данном отчете рыночная стоимость объекта оценки отличается от установленной его кадастровой стоимости более чем на 30%, а именно на 51%.
"ФИО"1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности "ФИО"6 представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании "ФИО"1 департамента имущественных отношений Краснодарского края "ФИО"7, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
"ФИО"1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Комиссии "ФИО"8, действующая по доверенностям, просила в удовлетворении исковых требований отказать и пояснтла, что документы, представленные в комиссию, соответствуют требованиям ст. 11 ФЗ "N... ", нарушение срока, порядок проведения, рассмотрения комиссией не нарушены. На заключение эксперта, в котором вывод о том, что отчет не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, подготовлена рецензия с обоснованием того, что отчет соответствует требованиям законодательства.
"ФИО"1 ООО "Управляющая Компания Ар.И.С." ЗПИФ недвижимости "Атолл" "ФИО"9, действующая по доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать и сообщила, что ими было подано заявление в комиссию по рассмотрению споров о снижении кадастровой стоимости земельного участка и был представлен отчет, обосновывающий снижение. Соответственно полагает, что решение комиссии по снижению кадастровой стоимости было законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания в суд не поступили в связи с чем, и с учетом требований ч. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Согласно ч. 8 ст. 96 КАС РФ, административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (ч. 9 ст. 96 КАС РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их "ФИО"1, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судья Краснодарского краевого суда, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304003:56 зарегистрировано право собственности субъекта РФ - Краснодарского края, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.06.2005г. сделана запись регистрации.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от "Дата... " "N... " "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Краснодарского края" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56 в размере 18 940 287, 12 рублей по состоянию на "Дата... ".
Владельцы инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Атолл" под "ФИО"1 ООО "Управляющая компания "Ар.И.С." являются собственниками объектов недвижимости, находящихся на земельном участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56, площадью 3 736 кв. м, расположенного по адресу: "Адрес... ". 510.
ООО "УК "АрИС" ДУ ЗПИФН "Атолл" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.
Решением Комиссии от "Дата... " "N... " установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56 в размере 9 340 000 рублей на основании отчета об оценке N Б-20-054 от "Дата... ", подготовленного ООО "Бизнес ОКС".
Определенная в данном отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56 отличается от установленной его кадастровой стоимости более чем на 30%, а именно на 51%.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом в Комиссию, имелись существенные различия в рыночной стоимости, определением суда от "Дата... " по делу назначена судебная экспертиза на соответствие отчета об оценке N Б-20-054 от "Дата... ", подготовленного ООО "Бизнес ОКС" требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N К8-23199/2021, подготовленным ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС", отчет об оценке N Б-20-054 от "Дата... ", подготовленный ООО "Бизнес ОКС", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям "ФИО"1 закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "ФИО"1 стандартов оценки и других актов уполномоченного "ФИО"1 органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности
В соответствии с пунктами 1.1, 1.4, 1.6, 2.3 положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края от 23.04.2007г. "N... ": департамент имущественных отношений Краснодарского края, является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по "ФИО"1 и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края; департамент имущественных отношений Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде от имени Краснодарского края; имущество департамента имущественных отношений Краснодарского края является государственной собственностью Краснодарского края и закреплено за ним на праве оперативного "ФИО"1. Департамент имущественных отношений Краснодарского края владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с законодательством РФ и Краснодарского края; основная задача департамента имущественных отношений Краснодарского края, обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, "ФИО"1 законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с "ФИО"1 законом об оценочной деятельности.
В соответствии с "ФИО"1 законом от "Дата... " N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу "ФИО"1 закона от "Дата... " N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающим применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3).
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от "Дата... " N 15-П сформулирован ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу части 27 статьи 24.18 названного "ФИО"1 закона от "Дата... " N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение одного месяца с даты его поступления.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующая комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от "Дата... " N 263 (далее также - Порядок).
Согласно абзацу 1 пункту 20 Порядка, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным "ФИО"1 стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
На комиссию возложена обязанность проверки содержания и оформления отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным "ФИО"1 стандартами оценки.
Вместе с тем, заключением судебной оценочной экспертизы N К8-23199/2021установлено, что подготовленный подготовленный ООО "Бизнес ОКС" отчет об оценке N Б-20-054 от "Дата... " не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям "ФИО"1 закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", не противоречит положениям "ФИО"1 закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "ФИО"1 стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства "ФИО"1 ответчиков и заинтересованных лиц выводы эксперта не опровергнуты.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив его по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов эксперта не имеется.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда также не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса РФ. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Само заключение судебной экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе "ФИО"1 закона от "Дата... " N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и "ФИО"1 стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Экспертиза рыночной стоимости объектов недвижимости проведена на основании материалов дела.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы - обоснованными и последовательными.
На основании выше изложенного суд отвергает выводы, изложенные в рецензии "N... " от "Дата... " на заключение эксперта N К8-23199/2021 от "Дата... ".
Согласно абзацу 2 пункту 20 Порядка, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным "ФИО"1 стандартами оценки.
Решением Верховного Суда РФ от "Дата... " N АКПИ18-142 абзац второй пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от "Дата... " N 263, в той мере, в какой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии данное нормативное положение признает необходимым представление положительного экспертного заключения (экспертных заключений), соответствующего требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, для случая принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, признан не действующим со "Дата... "
По информации, опубликованной в "Российской газете" "Дата... ", данное решение суда вступило в законную силу "Дата... ".
Таким образом, на дату рассмотрения административного искового заявления "ФИО"1 департамента имущественных отношений Краснодарского края "ФИО"4 абзац второй пункта 20 Порядка имел следующую редакцию:
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным "ФИО"1 стандартами оценки.
Как ранее установлено судом, согласно заключения судебной оценочной экспертизы N К8-23199/2021, отчет об оценке N Б-20-054 от "Дата... " не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, административный иск "ФИО"1 департамента имущественных отношений Краснодарского края "ФИО"4 подлежит удовлетворению.
Правовая позиция, выраженная Судом в настоящем решении основана, в том числе, и на судебной практике Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (Апелляционное определение от "Дата... " N 66а-590/2020) и Четвертого кассационного суда общей юрисдикции (Кассационным определением от "Дата... " по делу N 88а-8910/2021).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 26 постановления Пленума ВС РФ "N... ", в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости (пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзац тридцать девятый статьи 24.18, абзацы первый и второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
При этом суд считает правомерным не указывать в резолютивной части решения на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления, т.к. заявление о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом не подавалось. Результаты очередной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56 административным истцом не оспариваются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226-228, 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление "ФИО"1 департамента имущественных отношений Краснодарского края "ФИО"4 об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при "ФИО"1 Росреестра по Краснодарскому краю от "Дата... " "N... ".
Обязать "ФИО"1 Росреестра по Краснодарскому краю, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости путем исключения (аннулирования) сведений об установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при "ФИО"1 Росреестра по Краснодарскому краю от "Дата... " "N... " кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56 в размере 9 340 000, 00 руб, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
Обязать "ФИО"1 Росреестра по Краснодарскому краю, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304003:56, отраженной в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков от "Дата... " "N... "-ГКОЗНП-2016 и утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от "Дата... " "N... " "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Краснодарского края" в размере 18 940 287, 12 руб, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья
Краснодарского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.