Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Бабойдо И.А, судей Грудкиной Т.М, Рыбалко В.И, при секретаре Шумеевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4669/2020 по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 28.12.2020, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком *** в *** *** связи со смертью правообладателя отказать.
Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М, пояснения представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - Плашенковой К.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрации города Ульяновска, инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования *** земельным участком в связи со смертью правообладателя, исключении записи о данном участке из ЕГРП.
В обоснование исковых требований указано, что постановлением администрации Ульяновской области *** от 27.12.1993 земельный участок площадью 0, 06 га передан в бессрочное (постоянное) пользование для огородничества ***
Согласно сведениям, полученным в Управлении Росреестра по Ульяновской области, в государственном фонде данных находится на хранении подлинник второго экземпляра государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей *** на земельный участок *** с кадастровым номером ***, расположенный в ***, на имя ***
При этом в нотариальную палату Ульяновской области поступило обращение от Н*** Н.И. о предоставлении земельного участка *** в *** в порядке наследования.
Однако положения Гражданского кодекса РФ исключают возможность включения данного земельного участка, предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования ***, в состав наследства, открывшегося в связи с ее смертью, а, следовательно, и оформление прав на данный земельный участок в порядке наследования.
Истец просил прекратить право бессрочного (постоянного) пользования ***. на земельный участок ***
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены СНТ "Вырыпаевка", Нургатина Г.М.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что земельный участок был предоставлен *** на праве собственности, пожизненного наследуемого владения и данный земельный участок входит в наследственную массу умершей.
Считает, что данный вывод противоречит содержанию выданного на имя *** государственного акта *** на земельный участок *** расположенный в *** поскольку в акте указано право постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылаясь на положения ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, отмечает, что законодатель не наделяет гражданина, имеющего земельный участок такой категории, правом на распоряжение им. В связи с чем указанные положения исключают возможность включения земельного участка в состав наследственного имущества, открывшегося в связи со смертью ***
Указывает, что при прекращении у землепользователя права постоянного (бессрочного) пользования земельный участок остается в государственной или муниципальной собственности и может быть отведен другим лицам. Кроме того, у Нургатиной Г.М. отсутствуют какие-либо зарегистрированные права на него, в связи с чем законных оснований для пользования земельным участком у нее не имеется.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 13.04.2021 вышеуказанное решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 28.12.2020 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области без удовлетворения.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 13.04.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.6 ст.1 ФЗ).
Согласно государственному акту ***. был предоставлен земельный участок площадью 0, 06га на праве бессрочного (постоянного) пользования для огородничества.
*** умерла.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок был предоставлен *** на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, т.е. входит в наследственную массу. Земельный участок используется по назначению и надлежащим образом, следовательно оснований для принудительного прекращения постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения отсутствуют.
С выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N137-ФЗ) предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В отличие от права собственности и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в состав наследства не входит и наследниками не наследуется (статья 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правоспособность гражданина прекращается его смертью.
В связи с чем наличие спора между наследниками и фактическим владельцем земельным участком не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком прекращенным в связи со смертью правообладателя.
Соответственно, ни Нургатиной Г.М, ни наследниками *** права на земельный участок не оформлены и не могут быть оформлены.
Фактическое пользование земельным участком Нургатиной Г.М, принятие её в члены СНТ "Вырыпаевка", уплата ею членских взносов в данном случае не имеют правового значения, поскольку она не являлась надлежащим и законным владельцем спорного участка.
В силу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, утратившего силу, граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.
В настоящее время аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, выводы, сделанные судом первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку земельный участок на праве собственности *** не предоставлялся, а предоставленное ей право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком она при жизни не переоформила на право собственности в силу п. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Полномочия истца по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО "город Ульяновск" предусмотрены Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N25/557-П.
Во внесудебном порядке полномочия у истца на принятие распорядительного акта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в связи со смертью лица, которому данный участок предоставлялся на соответствующем виде права, отсутствуют.
Предъявление данного иска основано на положениях п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ, ч.5, ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", разъяснениях, данных в п.52 постановления Пленума ВС РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Статьи 45, 53 Земельного кодекса РФ такого основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком во внесудебном порядке - в связи со смертью лица не предусматривает.
Из отзыва на иск, представленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, следует, что в случае удовлетворения иска и вступления решения в законную силу необходимо обратиться в Управление с заявлением об учете изменений в части прекращения незарегистрированного права постоянного бессрочного пользования *** на земельный участок, записи о котором содержатся в кадастре недвижимости, приложив вступившее в законную силу решение суда.
Учитывая изложенное, принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований и прекращении права бессрочного (постоянного) пользования *** на спорный земельный участок.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 28 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок удовлетворить.
Прекратить право бессрочного (постоянного) пользования *** на земельный участок *** в ***
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Засвияжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.10.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.