Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Житникова Ю.В, Романова В.С, с участием помощника Шиловой Г.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-6396/2021 по апелляционной жалобе исполняющего обязанности начальника Полевого учреждения Центрального Банка Российской Федерации N Сенцова Г.Н. на решение 26 гарнизонного военного суда от 13 июля 2021 г, которым удовлетворён иск военного прокурора "данные изъяты" в защиту прав Кравцова Александра Филипповича к Центральному Банку Российской Федерации и Полевому учреждению Банка России N о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, судебная коллегия
установила:
военный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Кравцов А.Ф. по трудовому договору работает в должности "данные изъяты" N. В период с 1 сентября 2020 г. по 25 апреля 2021 г. ему выплачивалась заработная плата без повышения должностного оклада на 50 процентов, установленного статьёй 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ).
Полагая нарушенными права Кравцова А.Ф. на получение заработной платы в полном объёме, военный прокурор в исковом заявлении просил суд взыскать с Полевого учреждения ФИО1 N в пользу Кравцова А.Ф. доплату к заработной плате с учётом повышенного должностного оклада на 50 процентов за указанный период, а всего в общей сумме 472 354 руб.
Решением гарнизонного военного суда иск военного прокурора удовлетворён.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности начальника Полевого учреждения Банка России N Сенцов Г.Н. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ, Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Положения о полевых учреждениях Банка России, утверждённого Банком России и Министром обороны Российской Федерации 17 марта 2020 г, указывает, что Полевое учреждение Банка России N не входит в состав Вооружённых Сил Российской Федерации и, следовательно, не относится к объединениям, соединениям, воинским частям и организациям Вооружённых Сил Российской Федерации в смысле ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ и военная служба в Банке России не предусмотрена. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту направляются в полевые учреждения Банка России не на воинские должности, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2008 г. N 49 "О перечне организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, в которых военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности".
Полагает, что финансирование мероприятий, связанных с реализацией социальных гарантий и компенсаций, установленных только для органов, финансируемых государством из федерального бюджета и предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации, а не Банка России.
Ссылка суда в решении на Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенного 20 января 1995 г. в г. Москве, является необоснованной, поскольку оно не регулирует правоотношения, связанные с реализацией и социальных гарантий граждан.
По мнению ответчика, поскольку Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ устанавливает дополнительные меры социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях на территориях Республик Белоруссии и Казахстана, а также Киргизской Республики, и в международных соглашениях между этими странами термины "воинские формирования" в каждом государстве отличаются, то лица, работающие в воинских формированиях указанных стран, будут поставлены в неравные условия.
На апелляционную жалобу военным прокурором поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами перечисленных органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Статьёй 83 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Согласно ст. 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" совместным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от N утверждено Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, которое действует с 1 апреля 2020 г.
В силу названного Положения в своей деятельности полевые учреждения руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "О воинской обязанности и военной службе" иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления, создаются в составе видов и родов Вооружённых Сил Российской Федерации, "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Полевое учреждение Банка России N является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нем, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В частности, в целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ установлены дополнительные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 3 этого Федерального закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях этого Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из ст. 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенного 20 января 1995 года в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
Исходя из приведённых правовых норм и установленных судом обстоятельств дела, Кравцов А.Ф. имеет право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов, поскольку работает в Полевом учреждении Банка России N, которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
В период с 1 сентября 2020 г. по 25 апреля 2021 г. заработная плата выплачивалась Кравцову А.Ф. без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов.
Согласно расчёту, приложенному к исковому заявлению и произведённому Полевым учреждением Банка России N и не оспоренному ответчиком, размер недоплаты истцу заработной платы за указанный период составляет 472 354 руб.
По изложенным основаниям несостоятельны доводы апелляционной жалобы ответчика в обоснование своей позиции об отсутствии у Кравцова А.Ф. права на получение спорных денежных средств.
Беспредметно утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
Так, в силу ст. 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации также предусматривает, что вопросы финансового обеспечения деятельности полевых учреждений регулируются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета директоров Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, руководителей других войск, воинских формирований и организация, при которых созданы полевые учреждения.
Кроме того, в соответствии с трудовым договором работодатель, заключив его, обязался обеспечивать Кравцова А.Ф. заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 13 июля 2021 г. по иску военного прокурора "данные изъяты" в защиту прав Кравцова Александра Филипповича оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности начальника Полевого учреждения Центрального Банка Российской Федерации N Сенцова Г.Н. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.