Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи данные изъяты
судей данные изъяты данные изъяты, при ведении протокола помощником судьи данные изъяты, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Лосино- "данные изъяты" на решение Щелковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по гражданскому делу "данные изъяты" по иску данные изъяты к Администрации городского округа Лосино-Петровский о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, заслушав доклад судьи данные изъяты, установила:
данные изъяты обратилась в Щелковский городской суд "данные изъяты" с исковым заявлением к Администрации городского округа Лосино-Петровский о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным.
В обоснование иска данные изъяты указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества на основании договора аренды земельного участка "данные изъяты" от "данные изъяты", заключенного с Администрацией г.о. Лосино-Петровский. Истец пользуется указанным земельным участком более 6 (шести) лет. Кроме того, в 2013 году истцом на земельном участке был возведен жилой дом, получение разрешения на строительство которого в 2013 году не требовалось. Решением Щелковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу "данные изъяты" за истцом признано право собственности на указанный жилой дом, на основании которого дом был поставлен на кадастровый учет. Истец обратилась в Администрацию г.о. Лосино-Петровский с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" в соответствие с Правилами землепользования и застройки, и предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в чем ей было отказано. Истец считает указанный отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов незаконным и необоснованным, в связи с чем просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа Лосино-Петровский об отказе в предоставлении государственной услуги от "данные изъяты" "данные изъяты", а также обязать Администрацию городского округа Лосино-Петровский предоставить данные изъяты земельный участок с кадастровым номером: "данные изъяты", в собственность за плату без проведения торгов.
В судебном заседании представитель истца по доверенности данные изъяты иск поддержала по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Щелковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" исковые требования удовлетворены.
Суд постановил:
Признать незаконным решение Администрации городского округа Лосино-Петровский об отказе в предоставлении государственной услуги от "данные изъяты" "данные изъяты"
Обязать Администрацию городского округа Лосино-Петровский предоставить данные изъяты земельный участок с кадастровым номером: "данные изъяты", в собственность, за плату, без проведения торгов.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация городского округа Лосино- "данные изъяты" подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились.
Частью 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также то, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от "данные изъяты" N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Московского областного суда провел судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от "данные изъяты" N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, а также законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного решения суда, исходя из нижеследующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что данные изъяты является арендатором земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества.
Указанный земельный участок предоставлен истцу на основании Договора аренды земельного участка "данные изъяты" от "данные изъяты", заключенного с Администрацией г.о. Лосино-Петровский. Ранее указанный участок принадлежал истцу на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности "данные изъяты" от "данные изъяты".
В соответствии с п. 1.1. Договора аренды, земельный участок предоставлен на правах аренды в соответствии с пп. 32 п. 2, пп. 1 п. 3, п. 4 ст. 39.6, пп. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, что в свою очередь подтверждает право пользования земельным участком ранее на правах аренды, в период отнесения данного земельного участка к Щелковскому муниципальному району "данные изъяты".
Согласно п. 1.1. Договора аренды, земельный участок предоставлен с видом разрешенного использования: для огородничества, что в свою очередь противоречит Правилам землепользования и застройки, утвержденным в г.о. Лосино-Петровский, согласно которым указанный земельный участок отнесен к зоне "данные изъяты" и сведениям ЕГРН, согласно которым участок имеет вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Смежные земельные участки в данном кадастровом квартале отнесены к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, что в свою очередь относится к зонам "данные изъяты" или "данные изъяты".
В 2013 году истцом на земельном участке был возведен жилой дом.
Решением Щелковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу "данные изъяты" за истцом признано право собственности на указанный жилой дом.
На основании указанного решения жилой дом поставлен на кадастровый учет, кадастровый "данные изъяты", площадь: "данные изъяты" адрес: "данные изъяты", а также за истцом зарегистрировано право собственности на жилой дом.
"данные изъяты" истец обратилась в Администрацию г.о. Лосино-Петровский с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" в соответствии с Правилами землепользования и застройки, и предоставлении земельного участка в собственность, за плату, без проведения торгов.
"данные изъяты" за "данные изъяты" в предоставлении земельного участка в собственность за плату было отказано, так как земельные участки "под огородничество" не предоставляются в собственность за плату.
"данные изъяты" за N "данные изъяты" истцу было отказано в приведение в соответствие с Правилами землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от "данные изъяты" N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N 101-ФЗ), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Так, частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельногоучасткав случае, если земельныйучасток предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельныйучасток;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельногоучастка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельногоучастка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельногоучастка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно обзору судебной практики Президиума ВС РФ от "данные изъяты" изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
Виды разрешенного использования "ведение садоводства" и "ведение огородничества", установленные в территориальной зоне "ведение огородничества", являются сочетаемыми и предусматривают использование земельных участков в сельскохозяйственных целях, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур, размещением хозяйственных строений, сооружений или садовых домов.
Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны "ведение огородничества" с основным видом разрешенного использования "ведение садоводства" с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает истца права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов).
Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
В части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации поименованы категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в числе которых указаны земли населенных пунктов.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение территориальных зон, под ними понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
При этом, градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально (с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков) устанавливается правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования (часть 8 статьи 1, статьи 8, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь указанными нормами законодательства, установив, что государственная регистрация права собственности на здание была проведена на основании вступившего в законную силу решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу, что противоречия фактического использования земельного участка и договора аренды земельного участка сведениям Единого государственного реестра недвижимости не имеют правового значения, поскольку при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов и определении соответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования следовало руководствоваться сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Суд указал, что из совокупного толкования положений пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 8 - 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду расположения на спорном земельном участке жилого дома, принадлежащего истцу, которая обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ранее решением Щелковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" за истцом было признано право собственности на жилой дом.
В суде первой инстанции ответчиком не оспаривалось и не оспаривается в жалобе, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположен жилой дом, принадлежащий истцу.
Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы ответчика, что земельный участок имеет вид разрешенного использования - "ведение огородничества" и должен использоваться для осуществления отдыха и выращивания сельскохозяйственной продукции, поскольку доказательств невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка ответчиком не представлено.
Доводы жалобы, что судом не учтено, что в соответствии с п 7.2 договора аренды изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается, что земельный участок предоставлен в аренду сроком не три года, не влияют на выводы суда первой инстанции.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению состоявшегося судебного решения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Лосино- "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.