Дата вступления в законную силу - 9 сентября 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Волгиной А.В., рассмотрев 09 сентября 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении
С, "дата" г.р, уроженца "... ", зарегистрированного по адресу: "адрес";
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2021 года С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.24 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год семь месяцев.
Вина С. установлена в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а именно:
21 августа 2020 года около 19 часов 00 минут водитель С, управляя транспортным средством "VESPA", регистрационный знак N.., двигаясь по адресу: Санкт-Петербург, по Коломяжскому пр. в направлении Ланского шоссе в сторону пр. Богатырский, нарушил п.п. 1.3, 1.5, 10.1 ПДД РФ, а именно: неправильно выбрал скорость движения, не превышающую установленные ограничения, не учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние ТС, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, которая должна была обеспечить водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, должен был принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, в результате чего, совершил столкновение с транспортным средством Ниссан государственный регистрационный знак N... под управлением водителя Д, двигавшегося в попутном направлении относительно направления движения транспортного средства.
В результате ДТП пассажиру ТС "VESPA" К, "дата" г.р. были причинены телесные повреждения, которые согласно заключению эксперта БСМЭ N... -адм. от 01.03.2021, расцениваются как вред здоровью потерпевшего средней тяжести.
Не согласившись с названным выше постановлением судьи, С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой указывает, что постановление вынесено без полного и всестороннего исследования материалов дела. Заявитель ранее к административной ответственности не привлекался. Вреда обществу не принес, всего лишь не справился с управлением на сложном участке дороги. Заявитель, являясь медицинским работником, ежедневно оказывает помощь пациентам за пределами Санкт-Петербурга, вынужден использовать личный транспорт. Не учтено в качестве смягчающего обстоятельства то, что заявитель выплатил денежные средства потерпевшей, которые она использовала на лечение, не связанное с ДТП. Наличие причинно-следственной связи между действиями водителя С. и наступившими последствиями не было всесторонне исследовано судом, эксперт в судебном заседании не допрошен. Доводам защиты об отсутствии в действиях С. состава административного правонарушения мотивированная оценка не дана. При имеющихся в деле доказательствах, суд не должен был назначать максимально возможное - связанное с лишением права управления транспортным средством наказание.
С, потерпевшая К. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, извещены надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Защитники С. - Терентьева В.С. и Поздеев А.Н. в Санкт-Петербургский городской суд явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель К. - Кузьмич В.И. в судебное заседание явилась, против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
При этом, в соответствии с примечанием к ст. 12.24 КоАП РФ, под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
В силу пунктов 1.3 и 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами, и должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Судьей районного суда установлено, что 21 августа 2020 года около 19 часов 00 минут водитель С, управляя транспортным средством "VESPA", регистрационный знак N.., двигаясь по адресу: Санкт-Петербург, по Коломяжскому пр. в направлении Ланского шоссе в сторону пр. Богатырский, нарушил п.п. 1.3, 1.5, 10.1 ПДД РФ, а именно: неправильно выбрал скорость движения, не превышающую установленные ограничения, не учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние ТС, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, которая должна была обеспечить водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, должен был принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, в результате чего, совершил столкновение с транспортным средством Ниссан государственный регистрационный знак N... под управлением водителя Д, двигавшегося в попутном направлении относительно направления движения транспортного средства.
В результате ДТП К. причинен вред здоровью средней тяжести.
Действия С. квалифицированы по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, выражается в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение вреда здоровью потерпевшего средней тяжести. Будучи участником дорожного движения, управляющим транспортным средством, которое является источником повышенной опасности, С. должен был максимально внимательно относиться к дорожной обстановке и соблюдать предъявляемые к водителям транспортных средств требования ПДД РФ, в том числе п.п. 1.3, 1.5, 10.1 Правил, который он, тем не менее, нарушил.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, характеризуется умышленной виной по отношению к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в отношении последствий - неосторожной формой вины. В связи с чем, нарушение С. требований п. п. 1.3, 1.5, 10.1 ПДД РФ, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшей при условии отсутствия прямого умысла у заявителя на такие последствия, не может свидетельствовать об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
Наличие причинно-следственной связи между нарушением С. требований п. п. 1.3, 1.5, 10.1 ПДД РФ и наступившими последствиями в виде причинения вреда здоровью средней тяжести потерпевшей установлено судом на основании собранных по делу доказательств, в том числе заключения эксперта N... -адм от 01.03.2021, согласно которому имеющиеся у К. повреждения, а именно: ушибленная рана с гематомой лобной области слева, ссадины головы (в том числе лица - левых окологлазничной и скуловой областей, лобной области слева), гематомы и ссадины левых предплечья и кисти. Наружной поверхности левых голени и коленного сустава, гематома левого бедра, обширная гематома и ссадина левой ягодичной области, ушибы мягких тканей (отек, болезненность) в области голеностопных суставов, закрытый перелом ладьевидной кости правой стопы без смещения отломков, расценивается как вред здоровью средней тяжести.
Вопреки утверждениям в жалобе, факт совершения С. указанного административного правонарушения и его вина подтверждены совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, являющейся достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному делу, в том числе, определением инспектора ДПС 2 взвода ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга от 21 августа 2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту причинения вреда здоровью в ДТП 21.08.2020; справкой по ДТП; актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; фотоматериалом; письменными объяснениями участников ДТП - водителей С, Д. и потерпевшей К..; протоколом осмотра места происшествия; схемой ДТП; заключением эксперта БСМЭ по Санкт-Петербургу N... -адм. от 01.03.2021, согласно выводам которого, в условиях рассматриваемого ДТП К. причинен средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня), определенного в соответствии с п. 7.1 Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 года N... н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"; протоколом об административном правонарушении от 18 марта 2021 года в отношении С, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны пункты ПДД РФ, нарушение которых вменяется заявителю, указана потерпевшая, протокол составлен в присутствии защитника привлекаемого к административной ответственности лица, который с ним ознакомлен, копию его для сведения получил на руки все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Перечисленные доказательства оформлены сотрудниками ГИБДД в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Статьей 62 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N 522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных п. 4 данных Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
На основании п. 7 Правил объектом судебно-медицинской экспертизы являются, в том числе материалы дела и медицинские документы, предоставленные в распоряжение эксперта в установленном порядке.
В рассматриваемом случае представленные на экспертизу документы государственный судебно-медицинский эксперт признал достаточными для проведения судебно-медицинского исследования и разрешения поставленных вопросов о механизме образования, степени тяжести вреда здоровью, локализации и давности образования телесных повреждений потерпевшей К.
Проведенное экспертом исследование отвечает требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ к доказательствам такого рода, которые судья оценивает в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, каких-либо нарушений в заключении не содержится.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, водители должны проявлять повышенную осторожность в отношении таких наиболее уязвимых участников дорожного движения, как пешеходы и велосипедисты и, в частности, дети, престарелые лица и инвалиды.
Пунктом 1 статьи 13 той же Конвенции предусмотрено, что водитель транспортного средства должен при изменении скорости движения транспортного средства постоянно учитывать обстоятельства, в частности рельеф местности, состояние дороги и транспортного средства, его нагрузку, атмосферные условия и интенсивность движения, чтобы быть в состоянии остановить транспортное средство в конкретных условиях видимости в направлении движения, а также перед любым препятствием, которое водитель в состоянии предвидеть. Он должен снижать скорость и в случае необходимости останавливаться всякий раз, когда того требуют обстоятельства, особенно когда видимость неудовлетворительна.
В экспертном заключении указано, кем и на каком основании проводились исследования, раскрыто их содержание, дан обоснованный ответ на поставленные перед экспертом вопросы. Эксперт, составивший заключение, предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения. Каких-либо обстоятельств, на основании которых заключение экспертизы может быть признано порочным, суду не представлено, выводы эксперта иными доказательствами не опровергаются, а доводы жалобы не свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи между обнаруженными у К. телесными повреждениями и ДТП.
Установив, что причинение вреда здоровью потерпевшей в данном случае находится в прямой причинной связи с действиями водителя С, нарушившего требования пункта 10.1 ПДД РФ, и который, будучи участником дорожного движения, управляющим источником повышенной опасности, не был максимально внимательным к дорожной обстановке и к другим участникам движения, неправильно выбрал скорость движения, не превышающую установленные ограничения, не учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние ТС, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, которая должна была обеспечить водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, совершил столкновение с транспортным средством Ниссан государственный регистрационный знак N... под управлением водителя Д, повлекшее причинение потерпевшей вреда здоровью средней тяжести, судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии события правонарушения и виновности С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Из материалов дела следует, что к данному выводу судья районного суда пришел на основе всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности, а также доводам С. дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу, всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении.
Доводы жалобы заявителя не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает лишение права управления транспортными средствами на длительный срок.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Доводы о чрезмерной суровости назначенного С. наказания не влекут удовлетворение жалобы.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Вопреки утверждению заявителя, постановление судьи в части назначения С. наказания в виде лишения права управления транспортными средствами основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, соответствует тяжести содеянного, телесных повреждений, полученных потерпевшей в результате виновных действий заявителя, характеру противоправного деяния, объектом которого является безопасность дорожного движения, обусловлено соблюдением принципа приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, установленного ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Таким образом, основания для признания назначенного С. наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и его изменения, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Нарушений, гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении С. - оставить без изменения, жалобу С. - без удовлетворения.
Судья Охотская Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.