Томского областного суда в составе судьи судебной коллегии по административным делам Куцабовой А.А. (помощник судьи И.), рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на определение судьи Советского районного суда г. Томска от 28 сентября 2021 г. об отказе в принятии административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту общего образования Томской области о признании решения от 22 сентября 2021 г. незаконным, установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в Советский районный суд г.Томска к Департаменту общего образования Томской области о признании решения от 22 сентября 2021 г. незаконным.
Определением судьи Советского районного суда г.Томска от 28 сентября 2021 г. отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании решения Департамента общего образования Томской области на основании пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит определение от 28 сентября 2021 г. отменить, разрешить вопрос по существу. Выражает несогласие с выводом суда о том, что профильное законодательство, регулирующее сферу деятельности общественных объединений, не предусматривает защиту административным истцом прав неопределённого круга лиц. Полагает, что суд неправомерно лишил молодежное общественное объединение административное процессуальной правоспособности, гарантированной статьями 5, 40, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
Изучив представленные материалы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Как следует из текста административного искового заявления, административный истец считает, что отказ административного ответчика во взаимодействии с заявителем повлек нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи.
Отказывая в принятии административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", судья районного суда пришла к выводу, что административному истцу не предоставлено право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц.
Оснований для признания данного вывода неправильным, исходя из содержания поданного в суд заявления и из доводов частной жалобы не усматривается.
В силу положений статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (часть 2); общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3); органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска (часть 5).
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественным движением признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественные полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Статьей 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
При этом согласно статье 17 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" за защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" также, как и приведенные выше федеральные законы, не содержат норм, предусматривающих право на обращение благотворительных или молодежных общественных объединений с заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих право молодежных и детских объединений обращаться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или неопределенного круга лиц.
Кроме того, согласно положениям Устава Благотворительного регионального молодежного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" административный истец является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1); действует в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (пункт 1.2); движение осуществляет свою деятельность в пределах города Москвы в соответствии с действующим законодательством и данным Уставом (пункт 1.8).
Для достижения уставных целей Благотворительное региональное молодежное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" имеет право в установленном порядке:
обращаться за защитой общих прав, свобод и законных интересов своих участников в предусмотренном федеральными законами порядке в соответствующие суды Российской Федерации, в том числе в защиту прав и законных интересов других лиц и в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц, в том числе групповые административные иски;
представлять и защищать права и законные интересы своих участников, а также иных лиц, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, в порядке, установленном законом;
обращаться в суды в порядке, предусмотренном статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками Движения (пункт 3.1 Устава).
В соответствии с положениями п. 4.1, 4.2, 4.4, 4.10, 4.11 Устава Благотворительного регионального молодежного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" учредителями движения являются граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, созвавшие Учредительное собрание, на котором приняты решения о создании движения, об утверждении Устава движения и формировании его руководящих и контрольно-ревизионных органов; учредители движения становятся его участниками с момента создания движения, приобретая соответствующие права и обязанности; под участниками движения понимаются граждане, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки благотворительной организации, а также граждане, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели; участниками движения являются граждане Российской Федерации, достигшие четырнадцати лет, признающие Устав и выразившие поддержку целям движения и его конкретным акциям, принимающие участие в деятельности движения в течение календарного года; учет участников осуществляется постоянно действующим руководящим органом движения на основании протоколов.
С учетом изложенного судья верно указал на то, что федеральными законами благотворительному региональному молодежному общественному движению не предоставлено право обращаться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения (ввиду отсутствия у Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" членов (пункт 1.1. Устава)) или в защиту неопределенного круга лиц.
Ссылки в частной жалобе на пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которому общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми, также не позволяют прийти к выводу о том, что в данном случае заявитель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц.
Из материалов дела не следует, что заявленные общественным движением требования направлены именно на восстановление нарушенного права указанной категории лиц (детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), фактически административным истцом оспаривается действие административного ответчика, связанное с нарушением прав самого молодежного общественного движения.
Не следует такое правомочие и из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами", согласно которым по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Согласно приведенным разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации право общественным движениям представлять в судах интересы неопределенного круга лиц действующим законодательством закреплено в отношении некоторых категорий дел, настоящее административное исковое заявление к данным категориям дел не относится.
Указывая в частной жалобе на разъяснения, приведенные в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, административный истец не учитывает, что согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в том числе, в случаях: если из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым (разъясненным) нормативным правовым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенные доводы частной жалобы не опровергают вывод суда о том, что действующее законодательство не предполагает предоставление общественным объединениям права на обращение в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании решения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации незаконным без наличия соответствующего указания в федеральном законе.
Кроме того, апелляционная инстанция учитывает, что указывая в тексте административного искового заявления на нарушение прав принятым административным ответчиком решением административный истец обращается с требованием о признании незаконным этого решения государственного органа субъекта Российской Федерации, в котором, в соответствии с Уставом организации (п.1.8 Устава), свою деятельность не осуществляет.
При таком положении вывод судьи о наличии оснований для отказа в принятии административного искового заявления является правильным. Обжалуемое определение суда следует признать обоснованным, соответствующим действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не усматривается.
В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
определение судьи Советского районного суда г.Томска от 28 сентября 2021 г. отставить без изменения, частную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности"- без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г.Томска.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.