Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Катав-Ивановского городского поселения по жалобе "данные изъяты" Катав-Ивановского городского поселения Норко И.А. на постановление врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору от 17 июня 2021 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 29 июля 2021 года, установил:
постановлением врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору 17 июня 2021 года Администрация Катав-Ивановского городского поселения подвергнута административной ответственности по ч. 2 ст.20.4 КоАП Р в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 29 июля 2021 года постановление должностного лица изменено, снижен размер административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей.
В жалобе в Челябинский областной суд Глава Катав-Ивановского городского поселения Норко И.А. просит состоявшиеся по делу акты, а также представление об устранении причин и условий способствовавших свершению административного правонарушения отменить. В обосновании доводов указывает, что земельные участки, на которых выявлены нарушения являются землей общего пользования Катав-Ивановского городского поселения, доказательств принадлежности территории городскому поседению в материалах дела нет. Полагает, что за нарушение требований пожарной безопасности муниципальное образование не может быть привлечено к административной ответственности. Считает, что в силу ст. 72 ФЗ N 131 у органа пожарного надзора отсутствовали полномочия по привлечению ответственности администрации. Указывает. Что ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" не содержит полномочий органов местного самоуправления по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель Администрации Катав-Ивановского городского поселения, представители административного органа, в судебное заседание Челябинского областного суда, будучи надлежаще извещенными, не явились, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили. На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в совершении действий, предусмотренных частью 1 указанной статьи, но совершенных в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон N 69-ФЗ), требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 30 Федерального закона N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Постановлением Правительства Челябинской области от 23 апреля 2021 года N 147-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Челябинской области", установлен особый противопожарный режим на территории Челябинской области с 24 апреля 2021 года.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2021 года 00 минут в ходе планового (рейдового) осмотра, на основании планового (рейдового) задания от 04 мая 2021 г. N 59 произведён плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории г. Катав-Ивановск, Катав-Ивановский район, в ходе которого выявлены следующие нарушения:
1. Пригорок по "данные изъяты" ((гора, смотровая площадка) в 80 метрах, (южнее), напротив "адрес"), не очищен своевременно от мусора, сухой растительности. (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") п. 67;
2. "данные изъяты" (в 30 метрах, (южнее), напротив дома "данные изъяты"), не очищен своевременно от мусора, сухой растительности. (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") п. 67;
3. По "данные изъяты" (восточнее в 5 метрах от дома N, ориентировочно бывший дом N), территория не очищена своевременно от мусора, сухой растительности. (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") п. 67;
4. С правой стороны в 10м от автодороги (ориентир: автодорога Катав-Ивановск-Верх-Катавка (кадастровый номер автодороги N), 400м от автомобильного моста (направления в сторону "адрес")), на протяженности 100м допускается несанкционированная свалка отходов (географические координаты место положения свалки отходов: N (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации") п. 69.
Изложенные обстоятельства, указывающие на нарушение требований пожарной безопасности и вина Администрации установлена основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которые согласуются между собой и свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Установленные нарушения послужили основанием для составления протокола и вынесения постановления в адрес юридического лица.
Всем доказательствам, должностным лицом и судьей при пересмотре дела дана должная правовая оценка согласно статье 26.11 КоАП РФ, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ. Каких-либо противоречий, собранные по делу доказательства не содержат.
Оснований сомневаться в правильности и объективности этой оценки не имеется.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела нарушены не были, поскольку имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу администрации в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная статьей 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у администрации имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушения которых частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы заявителя, что территория на которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности не находятся на территории Катав-Ивановского городского поселения ничем объективно не подтверждены.
Согласно план-схеме к акту осмотра обследования территории от 14 мая 2021 года местоположение выявленных нарушений нанесены на публичную кадастровую карту Катав-Ивановского района, с указанием их краткой характеристики.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 218-ФЗ, публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц, которые представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Таким образом, публичная кадастровая карта представляет собой онлайн-сервис, размещенный в сети "Интернет", в котором воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Согласно статьи 2 Устава Катав-Ивановского городского поселения границы Катав-Ивановского городского поселения установлены Законом Челябинской области от 24.06.2004 N 241-ЗО "О статусе и границах Катав-Ивановского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе". Описание границ Катав-Ивановского городского поселения нашли свое отражение в Приложении N 7 к Закону Челябинской области "О статусе и границах Катав-Ивановского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе" от 24 июня 2004 г. N 241-ЗО и отражены в публичной кадастровой карте Катав-Ивановского района.
При этом позиция заявителя о необоснованности применения судьей городского суда Закона Челябинской области от 24.06.2004 N 241-ЗО "О статусе и границах Катав-Ивановского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе" ни чем не мотивирована, ссылка на ст. 83 Земельного кодекса РФ о невозможности применения вышеуказанного закона не свидетельствует.
Учитывая изложенное, позиция заявителя, что места в которых выявлены нарушения не относятся к территории Катав-Ивановского района подлежат отклонению как несостоятельные.
При этом, то обстоятельство, что согласно ответа на запрос N 576 от 25 мая 2021 года, Комитет по управлению имуществом Администрации Катав-Ивановского муниципального района указал, что границы городского поседения на сегодняшний день на кадастровый учет не поставлены (л.д. 106.) не свидетельствует о не вхождении рассматриваемых земельных участков в границы Катав-Ивановского городского поселения.
Доводу жалобы, что Администрация не является субъектом вменяемого нарушения была дана оценка судьей городского суда, оснований для ее переоценки не усматриваю.
Мнение заявителя, что для привлечения к ответственности требуется доказать санкционированное размещение свалки, основано на ином, субъективном понимании норм права.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другими нормативными правовыми актами.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, что предусмотрено статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно пункту 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено материалами дела, администрации Катав-Ивановского городского поселения являясь субъектом обеспечивающим соблюдение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов населений (пп. 10 п.1 ст. 5 Устава Катав-Ивановского городского поселения), не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности. Поскольку несоблюдение названных правил создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья жителей поселения, сделан правильный вывод о наличии вины администрации в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что администрация была незаконно привлечена к административной ответственности, поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностное лицо администрации муниципального района, может быть привлечено к ответственности только судом, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен главой 23 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 настоящего Кодекса, при этом в силу ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать указанные дела и назначать административные наказания от имени этих органов вправе, в частности, главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.
Приведенные выше положения закона свидетельствуют о том, что врио заместитель главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору правомочен был рассмотреть дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации Катав-Ивановского городского поселения. Каких-либо особых процедур привлечения органов местного самоуправления к административной ответственности ни нормами КоАП РФ, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено.
Ссылка в жалобе на нормы ст. 72 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку указанная статья не регулирует правоотношения, связанные с привлечением соответствующих лиц к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что судьей районного суда не обоснованно рассмотрено требование об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий; организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из дела следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, в связи с чем, оно может быть обжаловано вместе с таким постановлением.
Обжалуемое представление является мотивированным, в соответствии с положениями ст. 29.13 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, и, в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях заявителя административным органом доказан.
Таким образом, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N от 17 июня 2021 года является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, что не свидетельствует о существенных нарушениях норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход рассмотрения дела.
Назначенное наказание назначено Администрации Катав-Ивановского городского поселения в минимальном размере, предусмотренном санкцией частей 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Челябинского областного суда, решил:
постановление врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору от 17 июня 2021 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 29 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Катав-Ивановского городского поселения оставить без изменения, жалобу "данные изъяты" Катав-Ивановского городского поселения Норко И.А. - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.