Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Балтийская Строительная Компания" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление начальника Юго-Западного межрайонного отдела Департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 03.11.2020 N, решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 14.12.2020 N, решение судьи Ленинградского областного суда от 24.03.2021 N, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Балтийская Строительная Компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Юго-Западного межрайонного отдела Департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 03.11.2020 N общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Строительная Компания" (далее - ООО "Балтийская Строительная Компания", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 14.12.2020, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 24.03.2021, постановление должностного лица административного органа в отношении ООО "Балтийская Строительная Компания" изменено, административное наказание в виде административного штрафа снижено с 300 000 рублей до 150 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Балтийская Строительная Компания" ФИО2 просит приведенные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Одновременно законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов, которое разрешению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу постановление, решение по делу об административном правонарушении не предусмотрен.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является видом использования лесов.
Согласно части 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (утратили силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1132).
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 19 Правил установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра.
В силу пунктов 34, 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
В соответствии с приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26.03.2020 N 16 на землях лесного фонда в Ленинградской области с 10.04.2020 установлено начало пожарного сезона.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 01.05.2020 N 264 на территории Ленинградской области установлен особый противопожарный режим.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора подряда от 11.07.2019 N ООО "Балтийская Строительная Компания" по заданию заказчика "данные изъяты" выполняло комплекс работ проектно-изыскательских и строительно-монтажных по расширению линии электропередачи ВЛ в части 6-10кВ филиала "данные изъяты" Лужского РЭС в квартале 149 части выделов 53, 54, 55, 60, на площади 1, 05 га Череменецкого участкового лесничества Лужского лесничества с заявленным сроком начала работ не позднее 05.12.2019 и окончанием - не позднее 01.09.2020.
13.08.2020 в период времени с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут в рамках планового (рейдового) осмотра, обследования должностными лицами административного органа проведен осмотр территории квартала 149 Череменецкого участкового лесничества Лужского лесничества вдоль грунтовой дороги - территории линии ЛЭП, проходящей от д. Алексеевка к населенному пункту Серебрянский Лужского района Ленинградской области, в результате которого установлено, что на указанной территории обществом осуществлено расширение просеки линии электропередач путем вырубки лесных насаждений (породы сосна) протяженностью 200 метров. На спиленных деревьях произведена обрубка сучьев. Порубочные остатки сложены в валы на расстоянии 10 метров от стены лесных насаждений. Заготовленная древесина не раскряжевана на сортименты и не собрана в штабеля, оставлена в виде хлыстов на месте рубки у пня на всей протяженности линии электропередачи (200 метров) непосредственно у стены лесных насаждений, и не отделена от лесных насаждений противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра, о чем составлен акт N (л.д. 81-84).
21.10.2020 по данному факту должностным лицом административного органа в отношении ООО "Балтийская Строительная Компания" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 98-104).
Постановлением начальника Юго-Западного межрайонного отдела Департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 03.11.2020 N общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи городского и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении.
Фактические обстоятельства вменяемого ООО "Балтийская Строительная Компания" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность организовать надлежащее складирование срубленной древесины в рамках выполняемых работ по вышеупомянутому договору подряда, с целью соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, чем была создана угроза возникновения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима в лесах.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя жалобы об обратном основаны на неверном толковании вышеприведенных норм права, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица административного органа и нижестоящих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Балтийская Строительная Компания" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание обоснованно изменено судьей городского суда с применением статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Юго-Западного межрайонного отдела Департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 03.11.2020 N, решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 14.12.2020 N, решение судьи Ленинградского областного суда от 24.03.2021 N, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Балтийская Строительная Компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Балтийская Строительная Компания" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Е.Г. Мальцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.