Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Рябинина К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Маллаева Т. А. (далее - Маллаев Т.А.) на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года по административному делу N 2а-326/2021 по административному исковому заявлению Маллаева Т.А. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - МО ГО "Воркута"), конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" о признании незаконным решения конкурсной комиссии и конкурса по отбору кандидатур.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
23 сентября 2020 года решением Совета МО ГО "Воркута" N 9 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
16 декабря 2020 года в адрес Маллаева Т.А, принявшего участие в названном конкурсе, секретарем конкурсной комиссии направлено уведомление, которым ему в признании кандидатом на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" отказано на основании подпунктов 1, 2, 3, 4, абзаца "а" подпункта 5, подпунктов 6, 8 пункта 6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО городского округа "Воркута" от 12 ноября 2019 года N 686.
Этим же уведомлением до сведения Маллаева Т.А. доведено, что конкурс был признан несостоявшимся.
Оспаривая правомерность решения конкурсной комиссии, Маллаев Т.А. обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании его незаконным, полагая, что представил в конкурсную комиссию в установленный срок все необходимые документы, позволяющие ему принять участие в конкурсе на вышеуказанную должность.
Просил суд также признать конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" от 2015 г. в отсутствие проведения муниципальных выборов незаконным, нарушающим его конституционные права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме и иметь равный доступ к государственной службе, что предусмотрено частями 2, 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Воркутинский городской суд Республики Коми 1 июля 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 июля 2021 года, Маллаев Т.А. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу. Указывает, что не все его доводы были предметом оценки судов. Полагает, что суд апелляционной инстанции вопреки требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело не в полном объеме, определение о принятии новых доказательств по делу, несмотря на представление им таковых, не вынес. Считает необоснованным привлечение в качестве административного ответчика конкурсной комиссии, не являющейся юридическим лицом. Обращает внимание на нарушение судом апелляционной инстанции сроков судопроизводства по делу.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 72, 130 Конституции Российской Федерации, статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктов 1.2, 4.1-4.4, 5.1, 5.6, 6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 12 ноября 2019 года N 686, статьи 44 Устава муниципального образования городского округа "Воркута", принятого Советом МО городского округа "Воркута" 27 февраля 2006 года, и, установив, что основанием для отказа Маллаеву Т.А. в признании его кандидатом для участия в конкурсе явилось несвоевременное и неполное предоставление необходимых для этого документов, пришел к выводу об обоснованности принятого решения об отказе в признании Маллаева Т.А. кандидатом для участия в конкурсе на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута", а также об отсутствии оснований для признания незаконным самого конкурса ввиду соответствия его проведения положениям Федерального закона Федерального закона N 131-ФЗ и Устава муниципального образования городского округа "Воркута", в связи с чем, не установив обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами не установлена.
По смыслу положений статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Устава муниципального образования городского округа "Воркута", принятого Советом муниципального образования городского округа "Воркута" 27 февраля 2006 года, глава городского округа избирается Советом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа, сроком на 5 лет. Для определения кандидатов на должность главы городского округа Совет городского округа объявляет конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа в соответствии с утвержденным Советом городского округа порядком.
Во исполнение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования городского округа "Воркута", решением Совета МО городского округа "Воркута" от 12 ноября 2019 года N 686 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 год, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Положением.
Пунктом 4.2 названного Положения определены требования к кандидату на должность главы округа, который должен отвечать следующим требованиям:
а) наличие высшего образования;
б) наличие стажа работы на государственных должностях либо на должностях высших, главных групп должностей государственной гражданской службы, на муниципальных должностях либо на должностях высших, главных групп должностей муниципальной службы не менее четырех лет или наличие стажа работы на руководящих должностях не менее пяти лет;
в) знание Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О противодействии коррупции", Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Конституции Республики Коми, законов Республики Коми, регламентирующих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Устава муниципального образования городского округа "Воркута" и иных муниципальных правовых актов, действующих на территории муниципального образования городского округа "Воркута";
Пунктом 4.3 названного Положения определен перечень документов, которые лицо, желающее участвовать в конкурсе (кандидат), подает в конкурсную комиссию вместе с личным заявлением.
В силу пункта 4.6 Положения, документы, указанные в пункте 4.3, представляются в конкурсную комиссию в течение 40 рабочих дней со дня начала приема документов конкурсной комиссией, указанном в объявлении о проведении конкурса, за исключением документов, указанных в подпунктах 1 - 3, 8, 9, 12 - 15 пункта 4.3, которые подлежат представлению в течение 10 рабочих дней со дня начала приема документов конкурсной комиссией.
Сведения о доходах направляются кандидатом в уполномоченный Главой Республики Коми орган исполнительной власти Республики Коми в течение 5 рабочих дней со дня начала приема документов конкурсной комиссией (пункт 4.4. Положения).
При этом пунктом 6.6 указанного Положения предусмотрены основания, по которым принимается решение об отказе в признании кандидатом на должность главы городского округа "Воркута" - руководителя администрации городского округа "Воркута", к числу которых отнесены:
1) представление документов, предусмотренных пунктом 4.3, и сведений, указанных в них, не в полном объеме;
2) непредставление кандидатом сведений о доходах;
3) представление кандидатом сведений о доходах заведомо недостоверных или неполных;
4) несвоевременное представление документов;
5) выявление:
а) в документах, предусмотренных пунктом 4.3, недостоверных или неполных сведений, подложных документов или ложных сведений;
б) наличия ограничений, установленных избирательным законодательством Российской Федерации для избрания на муниципальную должность;
6) несоответствие кандидата требованиям, установленным пунктом 4.1, подпунктами "а", "б" пункта 4.2 настоящего Положения;
7) выявление по результатам проверки, проводимой в соответствии с пунктами 5.2, 5.3 настоящего Положения, недостоверности или неполноты сведений о доходах, представленных кандидатом;
8) наличие обстоятельств, являющихся в соответствии с законодательством о государственной тайне, основанием для отказа кандидату в допуске к государственной тайне.
Как следует из материалов дела, 23 сентября 2020 года решением Совета МО ГО "Воркута" N 9 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Решение и условия проведения конкурса опубликованы и размещены в свободном доступе. В пункте 4.3 данного решения указано, что документы, поименованные в пункте 4.4 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", предоставляются с 25 сентября 2020 года по 1 октября 2020 года (включительно) в Управление государственной гражданской службы администрации главы Республики Коми ("адрес".
Судами установлено, что заявление об участии в конкурсе с приложением копий документов предусмотренных пунктами 1-7, 9, 12-15 пункта 4.3 Положения было подано Маллаевым Т.А. в конкурсную комиссию 7 октября 2020 года.
При этом в нарушение установленного пунктом 4.4 Положения 5-дневного срока, справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460, а также согласие на передачу в конкурсную комиссию сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер, Маллаев Т.А. направил главе Республики Коми также 7 октября 2020 года.
15 октября 2020 года от Маллаева Т.А. в конкурсную комиссию поступили дополнительные документы.
Изучив представленные документы, конкурсная комиссия пришла к выводу, что документы для участия в конкурсе поданы не в полном объеме, а именно не представлены, требуемые в соответствии с подпунктами 8, 10 пункта 4.3 Положения: заключение медицинской организации об отсутствии у кандидата заболевания, препятствующего назначению на должность главы округа, по форме, установленной законодательством для заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению; сведения об отсутствии (наличии) судимости (когда, за что, какое решение принято судом) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также требуемые в соответствии с пунктом 4.2 Положения сведения о наличии у кандидата стажа на руководящих должностях в течение трех лет.
Уведомлением конкурсной комиссии Маллаеву Т.А. в признании кандидатом на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" отказано на основании пункта 6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО городского округа "Воркута" от 12 ноября 2019 года N 686. Этим же уведомлением до сведения Маллаева Т.А. было доведено, что конкурс был признан не состоявшимся.
Поскольку суды на основании представленных в дело доказательств установили, что заявителем в конкурсную комиссию были неполно и несвоевременно представлены все необходимые документы для признания его кандидатом для участия в конкурсе, оснований полагать ошибочными их выводы о законности действия конкурсной комиссии по отказу Маллаеву Т.А. в признании кандидатом на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами все требования административного иска рассмотрены в полном объеме, при этом обоснованно отклонены доводы административного истца о незаконности конкурса на замещение должности главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", как не основанные на требованиях статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 3 статьи 44 Устава муниципального образования городского округа "Воркута".
Не могут быть признаны состоятельными и доводы кассационной жалобы о неверном определении состава лиц, участвующих в настоящем деле в части определения статуса привлеченной судом к участию в деле конкурсной комиссии, не являющейся юридическим лицом, как административного ответчика, поскольку в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 статьи 221 этого Кодекса, к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, независимо от наделения этого органа статусом юридического лица.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм
процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маллаева Т.А. - без удовлетворения.
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 6 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.