Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Почукаева А.Г. на решение Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2020 года (N 2а-361/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 февраля 2021 года (N 33а-164/2021) по административному исковому заявлению Почукаева А.Г. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области о признании решений о постановке на профилактический учет незаконными и необоснованными.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Почукаева А.Г. Федоркова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области Панковой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Почукаев А.Г, отбывающий наказание ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области о признании незаконными и необоснованными решений административной комиссии данного исправительного учреждения от 2 февраля 2016 года о постановке Почукаева А.Г. на профилактический учет как лица, исповедующего, изучающего, либо пропагандирующего экстремистскую идеологию и от 29 ноября 2019 года о постановке его на профилактический учет как лица, склонного к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности, возложении на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области обязанности устранить допущенные нарушения. Уточнив заявленные исковые требования в судебном заседании, административный истец также просил признать незаконными решения административной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России о продлении срока профилактической работы с Почукаевым А.Г. (протоколы заседания административной комиссии N 21 от 28 июля 2016 года, N 37 от 23 ноября 2016 года, N 7 от 9 марта 2017 года, N 17 от 30 июня 2017 года, N 15 от 11 июня 2019 года, N 1 от 16 января 2020 года, N 7 от 27 марта 2020 года, N 15 от 7 июля 2020 года, N 5 от 5 марта 2020 года, N 10 от 21 мая 2020 года, N 19 от 12 августа 2020 года).
В обоснование административного иска указал, что при вынесении решений о постановке на профилактический учет должностными лицами ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области нарушены положения пунктов 8, 25, 32 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее Инструкция), утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72, в части отсутствия оснований для принятия данных решений и порядка их принятия, а именно: принятие решений на заседаниях комиссии в отсутствие Почукаева А.Г, без учета его объяснений. Полагал, что постановка его на профилактический учет является незаконной, нарушает его права, поскольку к нему применяются дополнительные, воспитательные меры, могут налагаться специальные ограничения, например, изоляция осужденного, в связи с этим он отрицательно характеризуется, что может повлечь негативные последствия при решении вопроса об условно-досрочном освобождении или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Решением Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска Почукаева А.Г. отказано.
В кассационной жалобе на решение Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 февраля 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 17 августа 2021 года, Почукаев А.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального права, отсутствием надлежащей оценки обстоятельств дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Почукаев А.Г. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области с 25 февраля 2010 года по приговору Московского городского суда от 18 июня 2009 года, которым осужден по пунктам "ж", "л" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30 и пунктам "а", "ж", "л" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 19 годам лишения свободы.
Согласно данному приговору подсудимые, в том числе Почукаев А.Г, умышленно причинили смерть другому человеку, группой лиц, по мотиву национальной ненависти, и покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное группой лиц по мотиву национальной ненависти.
В период отбывания наказания Почукаев А.Г. допускал нарушения установленного порядка содержания в следственном изоляторе и отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области, за что на него неоднократно в период с 2008 по 2020 год налагались дисциплинарные взыскания, в 2014 году дважды проводилась профилактическая беседа.
Администрацией исправительного учреждения Почукаев А.Г. характеризуется отрицательно, в период содержания в ФБУ И3 77/2 УФСИН России по г. Москве состоял на профилактическом учете, как склонный к побегу и дезорганизации деятельности СИЗО.
Решением административной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области от 12 февраля 2016 года N 3 осужденный Почукаев А.Г. был поставлен на профилактический учет, как лицо изучающее, исповедующее и распространяющее экстремистскую идеологию.
Срок постановки административного истца на данный профилактический учет неоднократно продлевался административной комиссией, последний раз 12 августа 2020 года.
Решением административной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области от 29 ноября 2019 года N 29 осужденный Почукаев А.Г. был поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Срок постановки административного истца на данный профилактический учет также неоднократно продлевался административной комиссией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области, последний раз 6 ноября 2020 года.
14 октября 2020 года административной комиссией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области Почукаев А.Г. снят с профилактического учета как лицо изучающее, исповедующее и распространяющее экстремистскую идеологию.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения о постановке на профилактический учет и продление срока постановки на такой учет вынесены уполномоченным органом, в установленном порядке, прав и законных интересов административного истца не нарушают, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях, установлен Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 (далее -Инструкция).
Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) посредством системы профилактических мероприятий (пункт 2 Инструкции).
Согласно пункту 8 Инструкции основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
В пункте 14 Инструкции предусмотрено, что в учреждениях УИС осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками различных подразделений, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях осужденных.
Исходя из данных положений, основанием для постановки осужденного на профилактический учет является получение из различных источников сведений, свидетельствующих о намерениях осужденного совершить правонарушение или негативном влиянии его на других лиц, а также медицинские и психологические показания.
Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС (пункт 23 Инструкции).
Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет берутся, в том числе осужденные изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, а также склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности (данное основание введено Приказом Минюста России от 2 ноября 2018 года N 229).
Сведения о том, что осужденный изучает, пропагандирует, исповедует либо распространяет экстремистскую идеологию, а также склонен к совершению преступлений экстремистской направленности, могут быть получены из различных источников (пункт 14 Инструкции), соответственно, не могут быть оставлены без внимания и обстоятельства совершения подсудимым преступлений, за которые он отбывает наказание.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными (пункт 26 Инструкции). Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией замыслах осужденного на подготовку к совершению противоправных действий готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункт 27 Инструкции).
Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28 Инструкции).
Согласно пунктам 29, 30, 31 Инструкции сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, после чего передают материалы начальнику учреждения УИС, который назначает дату рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.
Согласно пункту 32 Инструкции на заседании комиссии в присутствии осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию осужденного его объяснения.
Решение комиссии о постановке на учет принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (пункт 33 Инструкции).
В соответствии с пунктом 34 Инструкции администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.
Проанализировав положения Инструкции о порядке постановки осужденного на профилактический учет, суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленный Инструкцией порядок в рассматриваемом случае соблюден.
В частности, 29 января 2016 года сотрудником оперативного отдела учреждения ФИО6 на имя Врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области подан рапорт в отношении Почукаева А.Г. о том, что по имеющейся оперативной информации данный осужденный изучает, пропагандирует и исповедует экстремистскую идеологию, в связи с этим полагает необходимым поставить его на профилактический учет.
По распоряжению начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области проведена проверка сведений, изложенных в рапорте, по результатам которой вынесено заключение, утвержденное начальником данного учреждения.
В заключении, вынесенном Врио начальника оперативного отдела учреждения 12 февраля 2016 года (ошибочно датированным 21 июня 2016 года), указано, что изучение личного дела и личности осужденного, а также получаемой оперативной информации удалось установить, что осужденный в среде осужденных уживчив, общается с разносторонними осужденными, способен изучать, пропагандировать и распространять экстремистскую идеологию, в связи с чем полагал бы поставить его профилактический учет, как лицо изучающее, пропагандирующее и распространяющее экстремистскую идеологию.
Заключение вместе с рапортом, справкой о поощрениях и взысканиях Почукаева А.Г, характеристикой на осужденного, психологической характеристикой рассмотрены административной комиссией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области 12 февраля 2016 года.
Согласно протоколу N 3 заседания комиссии принято решение о поставке его на профилактический учет как лицо изучающее, исповедующее и распространяющее экстремистскую идеологию.
Почукаев А.Г. не оспаривал, что он присутствовал на комиссии и был ознакомлен с принятым комиссией решением, о чем свидетельствует его подпись в выписке из протокола.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предусмотренный Инструкцией порядок принятия решения о постановке на профилактический учет соблюден, права осужденного Почукаева А.Г. данным решением не нарушены.
Согласно пункту 40 Инструкции профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.
О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС.
Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения УИС (пункт 41 Инструкции), В соответствии с указанными положениями Инструкции в дальнейшем административная комиссия продлевала срок профилактического учета Почукаева А.Г, о чем свидетельствуют протоколы заседания комиссии N 21 от 28 июля 2016 года, N 37 от 23 ноября 2016 года, N 7 от 9 марта 2017 года, N 17 от 30 июня 2017 года, N 15 от 11 июня 2019 года, N 1 от 16 января 2020 года, N 7 от 27 марта 2020 года, N 15 от 7 июля 2020 года, N 19 от 12 августа 2020 года.
В выписках из данных протоколов имеются подписи осужденного Почукаева А.Г, подтверждающие его ознакомление с принятыми решениями. Исключение составляет выписка из протокола N 21 от 28 июля 2016 года, в котором указано об отказе осужденного от подписи, что удостоверено тремя подписями сотрудников учреждения.
13 октября 2019 года оперуполномоченным оперативного отдела учреждения ФИО7 на имя Врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области подан рапорт в отношении Почукаева А.Г. о том, что исходя из имеющейся оперативной информации, материалов личного дела и статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой осужден Почукаев А.Г, полагал бы необходимым поставить его на профилактический учет как лицо, склонное к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
На данном рапорте стоит резолюция Врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области о рассмотрении рапорта на комиссии.
По результатам проверки данного рапорта начальником оперативного отдела учреждения составлен рапорт на имя Врио начальника учреждения о том, что в среде осужденных Почукаев А.Г. уживчив, общается с осужденными отрицательной и положительной направленности, полагает необходимым его постановку на профилактический учет.
Рапорты, справка о поощрениях и взысканиях Почукаева А.Г, характеристика на осужденного, психологическая характеристика рассмотрены на заседании административной комиссией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области 29 ноября 2019 года. Согласно протоколу N 29 заседания административной комиссии принято решение о поставке Почукаева А.Г. на профилактический учет как лицо, склонное к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Почукаев А.Г. ознакомлен с выпиской из данного протокола о принятом решении, о чем свидетельствует его подпись в выписке.
В дальнейшем административная комиссия продлевала срок профилактического учета Почукаева А.Г, о чем свидетельствуют выписки из протоколов N 29 от 29 ноября 2019 года, N 5 от 5 марта 2020 года, N 10 от 21 мая 2020 года, и подписи административного истца, свидетельствующие об ознакомлении с ними.
Установив указанные обстоятельства, суды не нашли оснований для признания оспариваемых решений о постановке истца на профилактический учет как лицо изучающее, исповедующее и распространяющее экстремистскую идеологию и решений о продлении срока постановки его на данный учет, а также как лицо, склонное к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 февраля 2021 года без изменения, кассационную жалобу Почукаева А.Г. - без удовлетворения.
Решение Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 февраля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 15 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.