Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Рогачевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 апреля 2021 года по делу N 2-172/2021 по иску ФИО1 к Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включить период в специальный стаж, назначить пенсию, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратился в суд с иском к ГУ УПФР в "адрес" Республики Коми (межрайонное) и, с учетом изменения и уточнения исковых требований, просил обязать ответчика зачесть период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", назначить страховую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ (по достижении возраста 50 лет). В обоснование требований указал, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ возможно применение правил подсчета стажа, предусмотренных законодательством, действовавших в период выполнения этих работ.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 апреля 2021 года, исковые требования ФИО6 к Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включить период в специальный стаж, назначить пенсию удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, впервые с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку специальный стаж составил 3 года 11 месяцев 29 дней, при требуемом стаже 7 лет 6 месяцев (исходя из возраста на дату обращения 47 лет).
30.10.2020 ФИО6 вновь обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа, исчисленного исходя из возраста на дату обращения. По расчету ответчика специальный стаж составил 3 года 11 месяцев 29 дней.
В период рассмотрения дела в суде, ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением от 09.02.2021 года ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа - 5 лет, исходя из возраста - 50 лет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 5 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а также не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях.
По материалам пенсионного дела стаж работы истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ ответчиком установлен в следующих размерах: с вредными условиями труда (с учетом льготного исчисления) - 03 года 11 месяцев 29 дней, страховой стаж 21 год 04 месяца 23 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 15 лет 22 дня.
На дату обращения ДД.ММ.ГГГГ стаж работы исчислен в тех же размерах.
Период службы истца в составе Вооруженных Сил ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью 1 год 20 дней, которому непосредственно предшествовал период работы истца на подземных работах, с учетом общей продолжительности работы на подземных работах до ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 4 месяца, ответчиком в специальный стаж работы с вредными условиями труда, не зачтен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, п. 109 постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" и, исходил из того, что спорный период не включен в специальный стаж работы, в нарушение прямого указания нормативных актов, с учетом включения спорного периода в стаж работы истца на подземных работах такой стаж истца (с учетом льготного исчисления) превышает пять лет, и право истца на назначение страховой пенсии по старости досрочно образуется по достижении истцом возраста 50 лет - ДД.ММ.ГГГГ.
С выводами суда первой инстанции согласилась апелляционная инстанция, отклонив доводы апелляционной жалобы ответчика.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что постановленные по делу судебные акты не отвечают требованиям гражданского процессуального законодательства, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно п. 1 Разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такoгo порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
По ранее действовавшему Положению "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденному Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение N 590), предусматривалось включение в специальный трудовой стаж службы в Вооруженных Силах ФИО2 (п. 109).
Из указанных положений нормативных правовых актов следует, что спорный период службы истца может быть включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, но при условии, что истец до даты отмены Положения N полностью выработал необходимой продолжительности специальный и общий трудовой стаж, дававший право на льготную пенсию, т.е. приобрел право на такую пенсию, но не смог его реализовать до даты отмены Положения N по причине не достижения пенсионного возраста.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального трудового стажа, дающего ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у ФИО6 составила - 3 года 11 месяцев 29 дней; общий стаж с учетом 2-П по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 7 лет 9 месяцев 3 дня.
На основании анализа приведенных положений Разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ N, отсутствуют основания для применения порядка подсчета стажа, предусмотренного пунктом 109 Постановления N, поскольку необходимая продолжительность специального трудового стажа, общего стажа, дающего ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не выработана.
Поскольку ФИО6 на ДД.ММ.ГГГГ не выработал полностью необходимый специальный и общий стаж по Списку N, следовательно, право на досрочное назначение пенсии по ранее действовавшему законодательству у него не возникло.
В связи с чем, с учетом разъяснений Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N исчисление стажа ФИО6 на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости, которое не предусматривает включение в специальный трудовой стаж службы в Вооруженных Силах ФИО2.
Кроме того, необходимо учитывать, что пенсионное законодательство не предусматривает смешанного применения действующего и утратившего силу нормативного регулирования одних и тех же правоотношений.
При применении ранее действовавшего законодательства, которое предусматривало возможность приравнивания к стажу по Списку N периода службы в Вооруженных Силах ФИО2, необходимо применить и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение), которым не предусматривалось назначение пенсии по Списку N с уменьшением стажа, как это предусмотрено в п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 92 Положения предусмотрено, что пенсии по старости рабочим и служащим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах назначаются на льготных условиях и в льготных размерах, если не менее половины всего стажа, необходимого им для назначения пенсии по старости подпункт "а" пункта 16, приходится на эти работы (независимо от места последней работы).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Положения стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах требовалось отработать не менее 20 лет, то есть пенсия по старости по Списку N могла быть назначена только при выработке стажа 10 лет.
Положения о назначении пенсии при неполном специальном стаже были предусмотрены в Законе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в ФИО2 (п. "а" ст. 14), Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (п. "а" ч. 14), а затем Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 27), которые вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после утраты силы Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ.
Закон от ДД.ММ.ГГГГ и Положение N утратили свою силу с изданием Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в РСФСР", вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
При включении в специальный стаж истца при назначении пенсии на льготных условиях периода службы в Армии и вооруженных силах ФИО2 в размере 1 год 10 месяцев 1 день, специальный стаж истца составит менее, предусмотренного в п. 92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от ДД.ММ.ГГГГ. N (10 лет).
Продолжительность работы истца по Списку N (без включения в специальный стаж периода службы в Армии и вооруженных силах ФИО2) составит 3 года 11 месяцев 29 дней, что менее 5 лет, требуемых п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Таким образом, действовавшее в спорный период законодательство (Закон от ДД.ММ.ГГГГ, Положение N) предусматривало включение периодов службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, но не предусматривало возможность назначения досрочной трудовой пенсии с уменьшением стажа.
Законодательство, действующее в настоящее время, предусматривает возможность назначения досрочной пенсии с уменьшением стажа в зависимости от возраста, но не предусматривает включение периодов службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Из изложенного следует, что по ранее действовавшему законодательству досрочная пенсия ФИО6 могла быть назначена только при наличии не менее 10 лет льготного стажа.
С учетом периода службы в армии продолжительность стажа, дающего ФИО6 право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет менее 10 лет, то право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам Закона от 14.071956 года у истца отсутствует.
Между тем в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции указанные обстоятельства не были приняты во внимание, и не применены норма материального права, подлежащие применению.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования норм материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 апреля 2021 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 апреля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Коми в ином составе судей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.