Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовикова И.Г., рассмотрев кассационную жалобу Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" на решение мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 13 октября 2020 года и апелляционное определение Питкярантского городского суда Республика Карелия от 23 марта 2021 года по делу N 2-3312/2020 по иску Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" (далее также Центр социальной работы) обратилось с иском о взыскании с ФИО1 сумм излишне полученной ежемесячной денежной выплаты (далее также ЕДВ) в размере 47 600 рублей. Иск мотивирован тем, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ был получателем ежемесячной денежной выплаты как Ветеран труда Республики Карелия. В октябре 2011 года ФИО1 прошел повторную комиссию МСЭ и продолжил получать ЕДВ по категории инвалидности третьей группы, о чем не сообщил в Центр социальной работы. После того, как пенсионным фондом было сообщено о данном факте, истцом вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты ЕДВ ФИО1 как Ветерану труда РК с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем образовалась задолженность в размере 56 000 рублей, которую истец потребовал ответчика вернуть. Ответчик частично погасил задолженность в размере 8 400 рублей, в связи с чем истец просит взыскать с ФИО1 47600 руб.
Решением мирового судьи судебного участка "адрес" Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Питкярантского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" к ФИО1 о взыскании денежных средств, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания. В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьёй единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Центр социальной работы с заявлением о назначении с ДД.ММ.ГГГГ единовременной выплаты, как Ветерану труда Республики Карелия.
К заявлению ответчиком приложена справка, выданная ГУ- Управление Пенсионного фонда "адрес" в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что он являлся получателем ЕДВ, как инвалид третьей группы по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ выплата прекращена в связи с истечением установленного срока инвалидности.
Решением Центра социальной работы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена и выплачивалась ЕДВ, как Ветерану труда Республики Карелия, в соответствии со ст.3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
ФИО1 дал письменное обязательство Центру социальной работы сообщать об изменении обстоятельств, влияющих на выплату сумм.
С ДД.ММ.ГГГГ ответчику повторно установлена инвалидность, в связи с чем решением ГУ-Управление Пенсионным фондом РФ в "адрес" ФИО1 назначена ЕДВ в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Распоряжением Центра социальной работы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прекращена выплата ЕДВ, поскольку истцу по информации пенсионного фонда стало известно, что ответчик также является получателем ЕДВ, как инвалид. ФИО1 предложено перечислить излишне полученную сумму за предшествующий год в размере 8 400 рублей. ФИО1 перечислил указанную сумму. Добровольно погасить оставшуюся часть излишне полученной суммы с ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 600 ответчик отказался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также Закон N 181-ФЗ), Законом Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
В силу положений ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" социальная поддержка ветеранам труда Республики Карелия осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в размере 600 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 700 рублей, при этом в силу статьи 4 указанного закона данной категории граждан, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указанную выплату назначали центры социальной работы Республики Карелия (п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", утвержденного постановление Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ N-П, в редакции, действующей в спорный период).
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
В соответствии со ст. 5.1 Закона N 181-ФЗ (в редакции, действующий в спорный период) федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
В соответствии со статьей 6.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержит в себе, в частности, следующую информацию: категория, к которой относится гражданин; реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории.
Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и порядок ведения указанного Федерального регистра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно пункту 9.1 в целях ведения регистра в отношении граждан, получающих региональную социальную доплату к пенсии, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: в случае установления (прекращения) региональной социальной доплаты к пенсии направляют в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячно, в срок до 5 числа месяца по состоянию на 1 число текущего месяца, информацию о гражданине в соответствии с частью второй статьи 6.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и информацию об общей сумме материального обеспечения гражданина, определенную в соответствии с частями второй и третьей статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, а также о размере установленной региональной социальной доплаты к пенсии.
Информация, направляемая уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации об общей сумме материального обеспечения гражданина, определенной в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляется отдельно, в том числе, по мерам социальной поддержки (помощи), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Порядка отделения Пенсионного фонда Российской Федерации: после получения информации от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) вносят ее в региональный сегмент регистра; после получения информации от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении (изменении, прекращении) региональной социальной доплаты к пенсии вносят ее в региональный сегмент регистра; после получения информации от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) о приобретении права граждан на получение социальных услуг в течение 10 дней направляют ее в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в срок до 10 числа каждого месяца осуществляют передачу информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) в Пенсионный фонд Российской Федерации, а информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ежегодно, в срок до 10 ноября, в составе регионального сегмента регистра направляют в Фонд социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о праве граждан на получение набора социальных услуг на следующий год; в срок до 10 числа каждого месяца осуществляют передачу информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, которым установлена федеральная социальная доплата к пенсии, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 указанного порядка информационное взаимодействие Пенсионного фонда Российской Федерации с Фондом социального страхования Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части обмена информацией о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, осуществляется в соответствии с заключенными между ними соглашениями.
Таким образом, отделения Пенсионного фонда РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ должны проводить сверку информации в отношении граждан в сроки, установленные заключенным между ними соглашением о проведении совместных мероприятий по обмену информацией, а также обеспечивать конфиденциальность передаваемой информации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья применил последствия пропуска срока исковой давности, указав, что о нарушении своего права истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, с иском с суд обратился с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, вправе требовать излишне выплаченную ЕДВ только с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции указал, что срок исковой давности, с учетом предельного срока передачи сведений о праве граждан на получение набора социальных услуг на следующий год, начал течь с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, исковое заявление могло быть подано в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ, после чего выплата ЕДВ могла быть прекращена. Однако, с иском в суд Центр социальной работы обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока исковой давности, причин уважительности пропуска такого срока суду не представил. По мнению суда именно ненадлежащее исполнение трудовой функции сотрудниками Центра социальной работы и органа пенсионного фонда привело к перерасходованию бюджетных средств на выплату региональной доплаты.
Кроме того, доказательств недобросовестности в действиях ФИО1, при получении ЕДВ, как Ветерана труда Республики Карелия, в заявленный период истцом не представлено.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что при неукоснительном соблюдении выше приведенных норм права Центру социальной работы должно было стать известно о получении ФИО1 ЕДВ, как инвалидом, уже в следующем месяце, когда ответчику была назначена данная выплата. Вместе с тем, из материалов дела не следует, что орган пенсионного фонда и Центр социальной работы вели какую-либо работу по сверке граждан, являющихся получателями социальных выплат, более того, о том, что ФИО1 получает две выплаты, органу пенсионного фонда стало известно именно от ответчика. Обратного суду не представлено.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с обжалуемыми судебными актами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 13 октября 2020 года и апелляционное определение Питкярантского городского суда от 23 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.