Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Рогачевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Сортавальского городского суда от 02 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 26 апреля 2021 года по делу N2-189/2021 по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, 1953 года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с п.4 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту ФЗ N 400-ФЗ) в связи с прохождением срочной военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано.
С решением истец не согласился и обратился в суд с заявлением о включении периода прохождения срочной военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и возложении обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в воинской части N в "адрес". После окончания службы в армии в течение трех месяцев со дня увольнения в запас поступил на работу шофером в Лахденпохскую передвижную механизированную колонну.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 26 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Ответчик представил возражения на кассационную жалобу, а также ходатайство о замене стороны правопреемником, связи с реорганизацией ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное).
Судебная коллегия полагает, что данное ходатайство подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является получателем страховой пенсии по старости.
Согласно военному билету, архивной справке ФГКУ "Центральный архив" от 05.10.2020 N и архивной справке филиала Центрального архива Минобороны России по Западному военному округу от ДД.ММ.ГГГГ N/Л в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу по призыву в воинской части N в "адрес".
В соответствии с утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного ФИО1 ССС от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей, "адрес" относятся к районам Крайнего севера.
ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу шофером 2 класса в Лахденпохскую передвижную механизированную колонну-158, находящуюся в "адрес" Республики Карелия.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставив документы о прохождении военной службы в указанный выше период времени в районах Крайнего Севера.
Решением ответчика N в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии отказано.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 ФЗ N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ч. 4 ст. 17 ФЗ N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6 ст. 17 ФЗ N 400-ФЗ лицам, проработавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Положения статьи 17 ФЗ N 400-ФЗ направлены на предоставление лицам, длительное время проработавшим в районах Крайнего Севера, повышения уровня пенсионного обеспечения.
Исходя из ч. 8 ст. 18 ФЗ N 400-ФЗ, в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Статьей 12 ФЗ N 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Указанный период засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовал или за ним следовал период работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности).
Согласно постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума
Верховного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных норм вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, период прохождения срочной военной службы может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, учитывая приведенные нормы права, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что суды проигнорировали доводы заявителя, всем представленным сторонами доказательствам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемых судебных актах указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судами первой и апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Доводы заявителя жалобы о незаконности обжалуемых судебных актов основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Предусмотренных статьёй 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда от 02 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.