Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А.
судей
Калугина Д.М, Мироновой Н.В.
при секретаре
Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гайнутдинова ФИО9 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гайнутдинов И.П. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания (гаража) площадью N кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2014 года в размере 507 246 рублей и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости что, в свою очередь, нарушает его права как собственника объекта недвижимости.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 июня 2021 года административное исковое заявление Гайнутдинова ФИО10 удовлетворено частично.
Определена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания "данные изъяты" площадью N квадратных метра, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости в размере 507 246 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 6 мая 2021 года.
В удовлетворении административного искового заявления Гайнутдинова ФИО11 в части требований, заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о возложении обязанности внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, отказано.
В удовлетворении административного искового заявления Гайнутдинова ФИО12 в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, заявленных к исполнительному комитету Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, отказано.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, поскольку при вынесении решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального права. В своей апелляционной жалобе административный ответчик указывает на то, что исходя из замечаний Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленный "данные изъяты" не соответствовал требованиям законодательства, достоверных доказательств иной рыночной стоимости в материалах дела не имелось, и истец не доказал обстоятельства, на которые ссылался. Следовательно, решение от 22 июня 2021 года принято без доказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Гайнутдинов И.П. является собственником объекта недвижимости - нежилого здания (гаража) площадью N квадратных метра, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 6 декабря 2013 года.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" по состоянию на 1 января 2014 года и составляет 803 631 рубль 42 копейки.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 8 апреля 2021 года N 30/21, подготовленного "данные изъяты"
Проанализировав отчет от 8 апреля 2021 года N, подготовленный "данные изъяты" суд первой инстанции установил, что составивший его оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, о чем свидетельствуют приложенные к отчетам документы; рыночная стоимость земельных участков определена методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, в отчетах содержится обоснование выбора метода и подхода, а также отказа от применения других подходов и методов исходя из условий их применения; оценщиком проанализированы предложения о продаже объектов недвижимости в городе Чистополь, близких к объекту оценки по диапазону цен; для расчета рыночной стоимости поэтапно отобраны три объекта-аналога, наиболее близких по основным ценообразующим факторам - площади, местоположению; оценщиком проведен сравнительный анализ объектов-аналогов с объектом оценки по всем элементам сравнения, применены корректировки на торг и на площадь, процесс введения корректировок, обоснование неприменения иных корректировок детально описано в отчете.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленный в материалы дела отчет об оценке от 8 апреля 2021 года N, подготовленный "данные изъяты" не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем истец не доказал обстоятельства, на которые ссылался, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции отклоняет ввиду следующего.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ отчет об оценке относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе судебного разбирательства не было приведено доказательств того, что указанные административным истцом обстоятельства, которые вызвали у него сомнения в правильности отчета, повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и привели к ее занижению.
Исследуемый отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 8 апреля 2021 года N, подготовленный "данные изъяты" содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененного метода, обоснование сделанного в его результате выводов, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Указанный отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 8 апреля 2021 года N, подготовленный "данные изъяты" неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного отчета не имеется.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что достоверных данных об иной рыночной стоимости объекта недвижимости сторонами в суд не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции не заявлялось.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании представленного им отчета.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.