Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 15 июня 2021 года и 25 июня 2021 года кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Безопасный город" (далее - ООО "Безопасный город"), индивидуальных предпринимателей Богдановой Любови Юрьевны, Кудрявцевой Евгении Анатольевны, Порфирьевой Марины Анатольевны и Толстовой Марины Михайловны на решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 мая 2021 года по административному делу N 2а-495/2021 по административному исковому заявлению ООО "Безопасный город", индивидуального предпринимателя Кудрявцевой Евгении Анатольевны об оспаривании муниципального правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца ООО "Безопасный город" Рыткова В.Н. и представителя заинтересованных лиц Порфирьевой М.А. и Толстовой М.М. Никитина В.И, возражения представителя административного ответчика Кулеминой К.А, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением администрации муниципального образования город Чебоксары от 27 февраля 2020 года N 411 (далее - Постановление от 27 февраля 2020 года N 411) утвержден Временный порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары (далее - Временный порядок) (л.д. 9-14, том 1).
Пунктом 3 названного постановления установлена базовая ставка платы за размещение нестационарного торгового объекта в сумме 350 рублей в месяц за один квадратный метр площади земельного участка, занимаемого нестационарным торговым объектом, с учетом ее ежегодной индексации на величину индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Согласно пункту 2.2 Временного порядка передача прав третьим лицам по договорам размещения нестационарных торговых объектов не допускается.
Внешний вид нестационарных торговых объектов должен соответствовать архитектурным проектам некапитальных нестационарных сооружений, разработанным по индивидуальным проектам с их согласованием в порядке, определенном регламентом по предоставлению решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, который утверждается постановлением администрации города Чебоксары (пункт 3.3 Временного порядка).
В соответствии с пунктами 4.1-4.3 данного Порядка размер платы за право размещения нестационарного торгового объекта определяется в соответствии с Методикой расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары, утвержденной постановлением администрации города Чебоксары.
Размер платы за право размещения нестационарного торгового объекта за первый год уплачивается владельцем нестационарного торгового объекта в течение 5 календарных дней со дня заключения Договора.
За второй и последующие годы размещения платежи за право размещения нестационарного торгового объекта вносятся владельцем нестационарного торгового объекта за год вперед не позднее 1 декабря каждого календарного года.
Кроме того, приведенным выше Постановлением от 27 февраля 2020 года N 411 утверждена Методика расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары (Приложение N 2); коэффициент социальной значимости реализуемых товаров (Приложение N 3); коэффициент обеспеченности торговыми местами (Приложение N 4).
Не согласившись с вышеприведенными положениями муниципального правового акта, административные истцы оспорили их в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2021 года, оставленные без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах ООО "Безопасный город", индивидуальные предприниматели Богданова Л.Ю, Кудрявцева Е.А, Порфирьева М.А. и Толстова М.М. просят об отмене судебных актов, приводя аргументы о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права и несоответствии выводов суда обстоятельствам административного дела. По мнению заявителей кассационных жалоб, Постановление от 27 февраля 2020 года N 411 принято неуполномоченным органом, поскольку вопросы управления и распоряжения земельными участками относятся к исключительной компетенции представительного органа города Чебоксары. Кроме того, указывают на то, что Временный порядок принят без экономического обоснования размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в связи с чем противоречит части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", считая, что оспариваемые предписания нарушают их права, свободы и законные интересы на экономически обоснованную плату за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 января 2015 года N 225-О, осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с частью 3 статьи 3, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. По вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Так, на основании пунктов 1 и 2 части 3 статьи 17 указанного федерального закона в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 этого кодекса установилособое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов (далее - НТО).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", исходя из частей 1-3 статьи 10 которого размещение НТО осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, разработанной и утверждённой органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из правового анализа приведённых предписаний следует, что федеральный законодатель не регулирует вопросы порядка и условий размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопросы порядка и условий размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 8, 26 статьи 31 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года N 40 (далее - Устав), к полномочиям представительного органа - Чебоксарского городского Собрания депутатов относится установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на основе действующего законодательства; утверждение схемы размещения НТО.
Таким образом, к полномочиям Чебоксарского городского Собрания депутатов не отнесены вопросы установления порядка, условий и сроков внесения платы за размещение НТО на территории муниципального образования города Чебоксары.
Указанные выше полномочия статьей 50 Устава отнесены к компетенции администрация города Чебоксары как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, а именно:
- управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, установленным Чебоксарским городским Собранием депутатов;
- определение условий договора аренды земельных участков на территории муниципального образования города Чебоксары;
- осуществление иных исполнительно-распорядительные функции в соответствии с действующим законодательством (пункты 9, 10, 18 приведенной статьи Устава).
Судебные инстанции, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и иных изложенных в судебных актах нормативных правовых актов, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах компетенции администрации города Чебоксары с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядка его принятия и введения в действие, положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов подателей кассационных жалоб не нарушает.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно признали несостоятельным утверждение о принятии Постановления от 27 февраля 2020 года N 411 не уполномоченным органом, поскольку оно не устанавливает порядок распоряжения муниципальной собственностью, что является исключительной компетенцией Чебоксарского городского Собрания депутатов в силу статьи 31 Устава, а регулирует отношения в сфере создания условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Вышеприведенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Учитывая представленные административным ответчиком доказательства в виде заключения специалиста Старостина В.М. по определению средней величины месячной арендной ставки за размещение нестационарных торговых объектов в городе Чебоксары N З/20-002 от 28 января 2020 года, отчета по экспертизе экономического обоснования применяемых коэффициента социальной значимости реализуемых товаров и коэффициента обеспеченности торговыми местами к размеру платы за размещение нестационарных торговых объектов, проведенных аудитором Андреевой Л.А. по заказу Комитета по управлению имуществом города Чебоксары (л.д. 173-252, том 2), суды верно указали, что методика расчёта платы за размещение НТО принята не произвольно, а имеет экономическую обоснованность.
Мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, исчерпывающе изложены в обжалуемых судебных актах, позиция основана на правильном применении нормах материального права.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, которые сводятся к тому, что оспариваемые положения муниципального правового акта приняты неуполномоченным органом, в отсутствие экономической обоснованности, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационных жалоб, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Богдановой Л.Ю. (не привлеченной к участию в деле), ее конституционное право на судебную защиту реализовано посредством апелляционного и кассационного обжалования решения суда первой инстанции.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Безопасный город", индивидуальных предпринимателей Богдановой Л.Ю, Кудрявцевой Е.А, Порфирьевой М.А. и Толстовой М.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 6 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.