Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Тимохина И.В, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 августа 2021 года кассационную жалобу заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Уралсинтез" на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июня 2021 года по административному делу N 2а-6937/2020 по административному исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о возложении обязанностей: организовать специальное обследование земельных участков, определить порядок использования земель, подвергшихся химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Уралсинтез" по доверенности Мухамедьярова А.Р. в поддержку кассационной жалобы, мнение старшего прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, представляющего Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Республики Башкортостан (далее - административный истец, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - администрация), Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство).
В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан обследованы: земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан; земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности Республики Башкортостан; земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, находящийся в собственности Республики Башкортостан.
Проведенным специалистами Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля 10 сентября 2019 года отбором и анализом проб почв установлено, что в пробах почв, отобранных на земельных участках с кадастровыми номерами N и N содержание нефтепродуктов составило от 33 до 43 г/кг, что соответствует очень высокому уровню их загрязнения; на земельном участке с кадастровым номером N размещены нефтесодержащие отходы с содержанием нефтепродуктов от 7 до 15 процентов.
Административными ответчиками, как собственниками земельных участков, не выполняются обязанности по охране земель, в том числе по защите земель от загрязнения химическими веществами, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Прокурор, указывая на нарушение прав населения, проживающего в Стерлитамакском районе Республики Башкортостан, на благоприятную окружающую среду с учетом произведенного уточнения административных исковых требований и отказа от административных исковых требований в части земельного участка с кадастровым номером N, просил суд: возложить на административных ответчиков обязанности: солидарно, в соответствии с пунктом 3 Правил использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 года N 112, с целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, организовать специальное обследование земельных участков с кадастровыми номерами N, N; солидарно, по результатам проведенного обследования, в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, определить порядок использования земель, подвергшихся химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июня 2021 года, административные исковые требования прокурора к администрации, министерству удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 25 августа 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ООО "Уралсинтез" (далее - общество) просит отменить вышеуказанные судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что материалами дела не подтверждена квалификация лиц, отбиравших пробы почв с вышеозначенных земельных участков.
По мнению автора жалобы, прокурор не представил доказательств нарушения прав граждан, поскольку утвержден план мероприятий по реабилитации загрязненной нефтепродуктами территории, установлены сроки проведения мероприятий с 25 января 2020 года.
Податель жалобы считает, что прокурором пропущен срок обращения в суд, что не получило надлежащей оценки со стороны судов.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов дела усматривается, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, в ходе которой обследованы: земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан; земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, находящийся в собственности Республики Башкортостан.
Согласно договору N аренды земельного участка от 18 июня 2018 года, заключенному между администрацией муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан и ООО "УралСинтез", последнему предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N на срок до 10 июня 2067 года.
Специалистами Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля 10 сентября 2019 года отобраны пробы воды, почвы и отходов.
Результаты количественного химического анализа проб почв и отходов отражены в протоколах NN N.
Анализом проб почв установлено, что в пробах почв, отобранных в Стерлитамакском районе Республики Башкортостан между дер. Кантюковка и дер. Васильевка на месте складирования отходов неизвестного происхождения, содержание нефтепродуктов составило от 33 до 43 г/кг, что соответствует очень высокому уровню их загрязнения. В пробах отходов, отобранных из амбаров N и N, содержание нефтепродуктов составляет 15, 2% и 7, 8% соответственно. По результатам анализов в пробах воды выявлены высокие значения показателя химического потребления кислорода, характеризующего содержание органических и некоторых минеральных веществ и высокие концентрации летучих с паром фенолов.
Руководителем администрации Главы Республики Башкортостан утвержден План мероприятий "дорожная карта" по реабилитации загрязненной нефтепродуктами территории муниципальных районов Стерлитамакский и Ишимбайский районы Республики Башкортостан с целью определения ее объектом накопленного вреда окружающей среде и включения в федеральный проект "Чистая страна", в котором указаны сроки проведения мероприятий, начиная с 25 января 2020 года.
Доказательств реализации указанного плана мероприятий в отношении вышеозначенных земельных участков административными ответчиками суду не представлено.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, предъявленных к администрации и министерству, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N, N, расположенные на территории Стерлитамакского района Республики Башкортостан, подверглись значительному загрязнению в результате деятельности хозяйствующих субъектов и в целях снижения уровня неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, рационального использования и улучшения качества загрязненных земель, их состояние требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что прокурором не пропущен срок обращения в суд.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы общества, указал, что акты осмотра земельных участков, акты отбора проб почвы, справка по результатам исследования, протоколы результатов количественного химического анализа проб почвы и отходов являясь доказательствами по делу, получили надлежащую оценку со стороны суда, указанные документы составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства уполномоченными на то специалистами Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля, имеющими соответствующую квалификацию.
В обоснование того, что административным истцом не пропущен срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отметил, что прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением посредством почтовой связи 15 ноября 2019 года после получения результатов отбора и анализа проб почвы, отходов и воды, произведенных 10 сентября 2019 года, то есть в установленный законом трехмесячный срок.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов, полагая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор не представил доказательств нарушения прав граждан и не подтверждена квалификация лиц, отбиравших пробы почв с вышеозначенных земельных участков, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны несостоятельными.
Как верно отмечено судами, административными ответчиками суду не представлены доказательства реализации вышеуказанного плана мероприятий "дорожная карта" по реабилитации загрязненной нефтепродуктами территории муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в отношении вышеозначенных земельных участков.
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались за пределами внимания судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не содержится.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралсинтез" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 22 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.