Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Тимохина И.В. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 1 сентября 2021 года и 30 сентября 2021 года кассационную жалобу Мингалеевой Э.Р. и кассационное представление прокурора Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 августа 2021 года по административному делу N 2а-2991/2021 по административному исковому заявлению
Мингалеевой Э.Р. об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца Шарипова Р.К
, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Мигунова В.Ю, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мингалеева Э.Р, являясь собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами N316, N32, обратилась в суд с административным иском об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 февраля 2015 года N 522 "Об утверждении проекта планировки территории района "Юдино" в части установления красных линий в отношении вышеуказанных земельных участков (л.д. 81-86).
Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 мая 2021 года требования удовлетворены, оспариваемый муниципальный правовой акт признан недействующим в части установления красных линий в отношении указанных земельных участков.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Мингалеева Э.Р, а также прокурор Республики Татарстан в кассационном представлении просят об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, приводя доводы о том, решение об установление границ красных линий принято без учета зарегистрированного права Мингалеевой Э.Р. на земельные участки, что влечет нарушение ее прав как землепользователя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на протяжении более шести лет с момента утверждения проекта планировки территории района "Юдино", земельные участки административного истца не изъяты для государственных или муниципальных нужд. При этом орган местного самоуправления создавал каких-либо препятствий Мингалеевой Э.Р. в реализации прав пользования земельными участками исходя из того, что данные объекты расположены в границах красных линий.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
На основании пунктов 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 20 статьи 14 Федерального закона
от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности, и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Как следует из содержания частей 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.
Пунктом 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации
от 6 апреля 1998 года N 18-30 (далее - Инструкция), предусмотрено, что инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Пунктами 3.1, 4.1, 4.4, 5.2 Инструкции определены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов; при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 5.3.4, 5.4. Инструкции, устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая, в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.; разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Если же установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что представленными по делу доказательствами подтверждается факт установления красных линий без учета фактического землепользования, что является нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки. Установление красных линий по земельным участкам, принадлежащим заявителю на праве собственности, принятием оспариваемого постановления ограничиваются права административного истца, поскольку красные линии, фактически являющиеся границей территории общего пользования, пересекаются с земельными участками, принадлежащими Мингалеевой Э.Р.
Доказательств, достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красных линий на соответствующих участках именно в такой конфигурации, при которой данные красные линии пересекают земельные участки, принадлежащие Мингалеевой Э.Р, административными ответчиками не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приводит доводы о том, что в течение шести лет с момента утверждения проекта планировки территории района "Юдино", земельные участки административного истца не изъяты для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом
от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ) проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Указанные выше положения внесены в статью 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон
N 499-ФЗ), который вступил в силу с 1 апреля 2015 года (статья 27 данного закона).
В соответствии с пунктом 15 статьи 26 Закона N 499-ФЗ положения частей 12.4 - 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что проект планировки территории района "Юдино" утвержден 6 февраля 2015 года, то есть до вступления в законную силу Закона N 499-ФЗ, положения части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не подлежали применению.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имелось.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В связи с допущенными нарушениями норм материального права судебный акт суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, он подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 августа 2021 года отменить, оставив в силе решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 мая 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
8 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.