Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Белова В.И. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 сентября 2021 года кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Орска на решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 5 августа 2021 года по административному делу N 2а-750/2021 по административному исковому заявлению прокурора Советского района города Орска об оспаривании бездействия администрации города Орска и Комитета по управлению имуществом города Орска.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Советского района города Орска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Орска и Комитету по управлению имуществом города Орска о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно водопроводной сети протяженностью 15 метров, пролегающую от 1 подъезда дома N 6а по улице Узловой города Орска Оренбургской области до водопроводного колодца во дворе указанного дома.
Бездействие административных ответчиков, по мнению прокурора, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, а также создает угрозу возникновения аварийной ситуации.
Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 15 апреля 2021 года административный иск удовлетворен частично, бездействие к администрации города Орска признано незаконным. В удовлетворении заявленных требований к Комитету по управлению имуществом города Орска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 5 августа 2021 года решение суда первой инстанции изменено, признано незаконным бездействие администрации города Орска Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводной сети протяженностью 15 метров, пролегающей от 1 подъезда дома N 6а по улице Узловой города Орска до водопроводного колодца во дворе указанного дома по непринятию данного объекта в муниципальную собственность города Орска, возложена соответствующая обязанность. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом города Орска просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что оспариваемое бездействие администрации города Орска по обращению в регистрирующий орган для постановки на учет бесхозяйного имущества - рассматриваемого участка водопроводной сети, не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, при этом сведения о зарегистрированных правах, а также о притязаниях на данный объект отсутствуют, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Доводы кассационной жалобы о том, что рассматриваемый участок водопроводной сети принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома N 6а по улице Узловой города Орска Оренбургской области, а также об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с административным иском рассмотрены судом апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 5 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 29 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.