Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Белова В.И, Алексеева Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Янтыкова Р.М. - Емельянова Д.М, поданную 15 сентября 2021 года на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года по административному делу N 2а-37/2021 по административному исковому заявлению Янтыкова Ракыйпа Минефатыновича к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, Собранию депутатов Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконными действий, решений.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Янтыков Р.М. обратился в суд с административным иском к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, Собранию депутатов Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, после уточнения заявив требования о признании незаконным истребования у него для допуска к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования и сведений о его доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 15 октября 2020 года N 2, об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса, возложении обязанности устранить выявленные нарушения посредством допуска его к участию во втором этапе конкурса и провести второй этап конкурса повторно, отменить решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 20 октября 2020 года N 3 о представлении в Собрание депутатов Шыгырданского сельского поселения Батыревского района кандидатов на должность главы сельского поселения Валитова М.Х. и Насырова Р.Р, признать незаконным решение Собрания депутатов Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 20 октября 2020 года N 3 об избрании главы сельского поселения.
В обоснование требований Янтыков Р.М. ссылался на несоответствие действий и решений административных ответчиков Порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, в пункте 9 которого отсутствовало указание на обязанность представления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Вопреки заключению комиссии, он приложил к своему заявлению об участии в конкурсе также и фотографию, и справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 4 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе представитель административного истца просит отменить судебные постановления, направить дело в суд на новое рассмотрение, приводит доводы о том, что положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" не возлагают на кандидата на должность главы муниципального образования обязанностей по представлению каких-либо документов, подтверждающих отсутствие у него ограничений пассивного права для избрания, в том числе справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования. Представительный орган местного самоуправления не наделен полномочиями по установлению каких-либо дополнительных требований к гражданам для их допуска к участию в конкурсе на должность главы муниципального образования, за исключением прямо предусмотренных законодательством. Кроме того, он указал в своем заявлении, что судимости не имеет.
Полагает, что свидетельскими показаниями подтверждено представление им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что следует также из количества листов в описи документов.
Указывает на то, что положения Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения не отвечали требованиям ясности и недвусмысленности, имели существенные противоречия, что следует также из того, что после вынесения судом решения прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики в Собрание депутатов был внесен протест на положения названного Порядка. Суду апелляционной инстанции было достоверно известно о внесении протеста, но никакой оценки данному факту судом не дано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Из материалов дела следует, что Янтыкову Р.М. было отказано в допуске на конкурс по отбору кандидатур на должность главы Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в связи с выявленными недостатками в представленном комплекте документов, так как в анкете отсутствовала фотография кандидата, к ней не были приложены справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что в Порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и в объявлении от 29 сентября 2020 года о проведении конкурса на замещение должности главы сельского поселения, размещенном на официальном сайте сельского поселения, предусматривалось, что желающие участвовать в конкурсе граждане должны представить, наряду с прочим, сведения о наличии либо отсутствии судимостей, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Оценивая доводы сторон, суды правомерно руководствовались нормами статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяющими перечень граждан, которые не имеют права быть избранными, и абзацем вторым части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Судебными инстанциями учтены показания свидетеля, из которых следует, что административным истцом были предоставлены лишь сведения о наличии счетов и информации не по установленной форме, он их представил как сведения о доходах, в связи с чем свидетель именно так указала их в описи, а не как "справка о доходах".
Доводы административного истца о недействительности отдельных положений Порядка проведения конкурса, о различиях в правовом статусе лица, претендующего на замещение муниципальной должности, и лица, претендующего на замещение должности муниципальной службы, о несоответствии количества листов в описи документов являлись предметом подробного изучения судами и обоснованно отклонены с тем указанием, что названные административным истцом положения Порядка проведения конкурса не были признаны недействующими в установленном законом порядке, непредставление им доказательств отсутствия ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления являлось достаточным для его недопуска к участию в конкурсе, а количество принятых от него документов соответствовало количеству листов, содержащихся в папке личного дела.
Ввиду данных обстоятельств не могут быть признаны обоснованными ссылки заявителя кассационной жалобы на неполное установление судами обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалованных судебных постановлений, в которых проанализировано правовое регулирование рассматриваемых правоотношений, а изложенные в них выводы мотивированы и не противоречат материалам дела.
Судами принята во внимание достаточная совокупность доказательств в обоснование вывода об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При изложенных данных кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Янтыкова Р.М. - Емельянова Д.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.