Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бочкова Л.Б, судей Мирсаяпова А.И, Данилина Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-14/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "ВТБ Страхование" к Радаеву Виктору Ивановичу о признании договора страхования недействительным по кассационной жалобе Радаева В.И. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 8 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мирсаяпова А.И, объяснения представителя Радаева В.И. - Минина П.Н. по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ООО СК "ВТБ Страхование" Галигузова М.А. по доверенности, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ООО СК "ВТБ Страхование" обратилось в суд с иском к Радаеву В.И. о признании договора страхования недействительным, указав, что заявлением на включение в число участников Программы страхования в рамках страхового продукта "Финансовый резерв Лайф+" в ВТБ 24 (ПАО) от 25 октября 2017 г. Радаев В.И. изъявил желание быть застрахованным по договору коллективного страхования N, заключенному между ООО СК "ВТБ Страхование" и Банком ВТБ 24 (ПАО) 1 февраля 2017 г.
В заявлении Радаев В.И. подтвердил, что не является "данные изъяты" и не подавал документы на установление "данные изъяты".
В ходе осуществления ООО СК "ВТБ Страхование" обязательств по договору страхования установлено, что Радаев В.И. сообщил страховщику заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья, умолчав о том, что является "данные изъяты".
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и положения пункта 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО СК "ВТБ Страхование" просило суд признать договор коллективного страхования в части присоединения Радаева В.И. недействительным, исключить Радаева В.И. из числа участников программы страхования, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 8 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 мая 2021 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим кодексом (часть 1).
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2).
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобных нарушений по доводам жалобы не выявлено.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения.
При этом исходил из того, что Радаев В.И, которому было достоверно известно о том, что основанием для заключения договора страхования является его заявление, содержащее отрицательный ответ на вопросы о наличии "данные изъяты", при заключении договора страхования действовал недобросовестно, скрыв обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая, которые были оговорены ООО СК "ВТБ Страхование" в стандартной форме заявления на заключение договора страхования, сообщил ООО СК "ВТБ Страхование" заведомо ложные сведения.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом.
Оснований для признания выводов судебных инстанций незаконными не имеется.
Мотивы, по которым суды пришли к данным выводам, подробно изложены в обжалуемых судебных постановлениях.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование (пункт 1).
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (пункт 2).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 данного кодекса.
По правилам пункта 2 статьи 179 этого же кодекса сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
В пункте 10 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 июня 2019 г, разъяснено, что сообщение заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья застрахованного при заключении договора добровольного личного страхования является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, а также для признания такого договора недействительным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают выводы судов и обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Выводы судов нижестоящих инстанций не противоречат вышеперечисленным нормам права, а также разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
В силу статьи 5, части 1 статьи 67, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только суду принадлежит право оценки доказательств при принятии решения. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вопросы сбора доказательств по конкретному делу разрешаются судом.
При этом никакой орган не вправе давать суду указания относительно объема доказательств, необходимых по этому делу.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с действиями судов нижестоящих инстанций по сбору и оценке доказательств, не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального права, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, в силу закона право определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценки представленных доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
С учетом изложенного возражения подателя жалобы относительно позиции судов по вопросу об объеме подлежащих собиранию доказательств (притом что этот вопрос относится к исключительной компетенции судов первой и второй инстанций) для разрешения спора по существу, не подтверждают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе в обоснование своей позиции, суд кассационной инстанции не наделен.
Оснований для вывода о нарушении предусмотренных статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правил оценки доказательств содержание оспариваемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы не дают.
Приведенные кассатором доводы по существу были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, сомнений в законности выводов судов не вызывают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя.
Доводов, которые бы не были исследованы судами и которые могли бы повлиять на существо принятых по делу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 пункта 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 8 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Радаева В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.