Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю" на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 10 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2021 г. по административному делу N 2а-52/2021 по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний Халяпина О.В, поддержавшего доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, возражавшего против кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ставропольский межрайонный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края (далее также - межрайонный прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Лечебному исправительному учреждению N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю (далее также - ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю (далее также - УФСИН России по Ставропольскому краю), Федеральной службе исполнения наказания (далее также - ФСИН России) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных.
В обоснование своих требований указал, что Ставропольской межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края проведена проверка материально-бытовых условий осужденных, в части обеспеченности необходимым вещевым имуществом. Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 27 июля 2020 г. осужденные не обеспечены носками и полуботинками летними. Причиной необеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом явилось отсутствие его на складе учреждения в связи с отсутствием необходимого финансирования на приобретение вещевого довольствия для осужденных, чем нарушаются права на надлежащие материально-бытовые условия содержания осужденных.
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 10 февраля 2021 г, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2021 г, административные исковые требования удовлетворены частично. Судом на ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю возложена обязанность устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных в части необеспечения осужденных необходимым вещевым довольствием, обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием: носками и полуботинками летними в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На ФСИН России и ее территориальный орган УФСИН России по Ставропольскому краю при недостаточности у ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю денежных средств, возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым имуществом: носками и полуботинками летними. В удовлетворении административных исковых требований о признании бездействия администрации ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием - носками и полуботинками летними, отказано.
В кассационных жалобах ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю и ФСИН России просят отменить судебные акты в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России Халяпина О.В, поддержавшего доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, возражавшего против кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам прокурорской проверки выявлено, что по состоянию на 27 июля 2020 г. осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю не обеспечены вещевым имуществом: носками и полуботинками летними по причине отсутствия его на складе при недостаточности необходимого финансирования на приобретение вещевого довольствия для осужденных.
2 апреля 2020 г. заместителем прокурора Ставропольского края Тыльченко А.М. в части ненадлежащих материально-бытовых условий по обеспечению осужденных вещевым имуществом в адрес начальника УФСИН России по Ставропольскому краю Ирисханова А.А. внесено представление об устранении, нарушений требований части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения осуждённых вещевым довольствием, в частности в связи с необеспечением носками 320 осужденных, содержащихся в ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Из ответа УФСИН России по Ставропольскому краю от 6 мая 2020 г. на представление прокурора следует, что выявленные прокуратурой нарушения закона имели место в 2018, 2019, 2020 годах, однако допущены в связи с недостаточным финансированием на приобретение вещевого имущества на закупку вещевого довольствия для спецконтингента.
Рассматривая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, установив факт необеспечения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю, необходимым вещевым довольствием - носками и полуботинками летними, что повлекло нарушение прав осужденных, правомерно признал требования прокурора подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий; минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской от 3 декабря 2013 г. N126 утверждены Порядок обеспечения вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, Правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, согласно которому нормирование вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.
Как следует из пункта 1.1 Устава ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Положениями пункта 2.1 Устава предусмотрено, что одной из целей деятельности ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, материально-бытовое обеспечение осужденных, что закреплено в пункте 2.5.2 Устава.
С учетом вышеприведенных норм, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что административными ответчиками не представлены доказательства обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю, вещевым довольствием, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Изложенные в жалобах доводы о том, что обязанности ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Ставропольскому краю по заключению государственных контрактов по обеспечению вещевым довольствием осужденных не могли быть исполнены в отсутствие достаточного финансирования, были предметом проверки нижестоящих судов и опровергнуты имеющимися в материалах доказательствами.
При этом доводы жалоб о том, что требования прокурора, заявленные по настоящему делу, по существу являются вмешательством в осуществление полномочий органов государственной власти обоснованно отклонены судами как несостоятельные, поскольку прокурор в силу возложенных на него Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" функций, статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обладает такими процессуальными полномочиями.
Также судами первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения либо неправильного применения бюджетного законодательства, поскольку в резолютивной части решения суда указаны меры по восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц путем обеспечения осужденных необходимым вещевым довольствием и организацией финансирования, при этом конкретные мероприятия и способы выполнения таких обязанностей определяются в соответствии с действующим законодательством и компетенцией административных ответчиков.
Доводы кассационных жалоб были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 10 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.