Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу А.М.А. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2021 г. по административному делу N 2а-3615/2020 по административному исковому заявлению А.М.А. к мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики о признании решения об отказе в согласовании публичного мероприятия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения административного истца Айбазова М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики Вольшаковой Н.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Айбазов М.А. обратился в суд с административным иском к мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики (далее также - мэрия) о признании решения об отказе в согласовании публичного мероприятия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование своих требований указал, что являясь организатором публичного мероприятия, он совместно с Даровой С.Д. и Туковой А.М. 27 октября 2020 г. обратился в Web-приемную мэрии муниципального образования города Черкесска с уведомлением о проведении 7 ноября 2020 г. на площади имени Ленина в г. Черкесске митинга в честь празднования 103 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. 29 октября 2020 г. административным ответчиком принято решение об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга со ссылкой на несоблюдение срока, предусмотренного для уведомления администрации о его проведении, а также на запрет проведения публичных мероприятий в связи с введением режима повышенной готовности, кроме того указано на то, что в месте, избранном для проведения митинга, положениями статьи 3.2. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2007 г. N 47-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичного мероприятия на территории Карачаево-Черкесской Республики" запрещено его проведение.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2021 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 26 августа 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 31 августа 2021 г, Айбазов М.А. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения административного истца Айбазова М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики Вольшаковой Н.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27 октября 2020 г. Айбазов М.А, Дарова С.Д. и Тукова А.М. обратились в Web-приемную мэрии муниципального образования города Черкесска с уведомлением о проведении 7 ноября 2020 г. в г. Черкесске митинга в честь празднования 103 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, цель мероприятия: "Чтить и помнить знаменательные даты нашей истории и призвать бороться с правовым произволом и беззаконием в Карачаево-Черкесской Республике"; форма проведения: митинг с использованием звукозаписывающих средств; место проведения: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, площадь Ленина; количество участников до 1000 человек.
29 октября 2020 г. мэрией принято решение об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга по тем основаниям, что в соответствии со статьей 3.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2007 г. N 47- РФ "О некоторых вопросах проведения публичного мероприятия на территории Карачаево-Черкесской Республики" место, избранное в качестве места проведения публичного мероприятия, является местом, в котором проведение митинга запрещено; поданное уведомление не соответствует требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" ввиду не соблюдения срока его подачи, кроме того согласно пункту 2 Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 17 марта 2020 г. N 51 "О введении режима повышенной готовности" (в ред. от 16.10.2020г.), проведение на территории Карачаево-Черкесской Республики публичных и иных культурно-массовых мероприятий запрещено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, статьями 1, 5, 7, 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятыми в соответствии с ним Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", а также положениями Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2007 г. N 47-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичного мероприятия на территории Карачаево-Черкесской Республики", установив, что административным истцом не соблюден срок направления уведомления о проведении публичного мероприятия и цели планируемого мероприятия, такие как призыв бороться с правовым произволом и беззаконием в Карачаево-Черкесской Республике, не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, исходя из перечня мест, специально отведенных для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2012 г. N 392, в который площадь имени Ленина не входит, пришел к выводу о том, что права административного истца, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 21 Международного пакта о гражданских и политических правах не нарушены и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, соглашаясь с выводами суда первой инстанции указала, что место, где организаторами публичного мероприятия планировалось проведение митинга статьей 3.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2007 г. N 47-РЗ не отнесено к местам, в которых запрещается проведение митингов и что уведомление о проведении публичного мероприятия не подлежало рассмотрению мэрией г. Черкесска, так как поступило на электронную почту мэрии за пределами срока, установленного частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ. Вместе с тем правильно пришла к выводу об отсутствии оснований, влекущих отмену судебного решения, поскольку Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 29 октября 2020 г. N 266 "О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 17 марта 2020 г. N 51 "О введении режима повышенной готовности" в период с 2 ноября 2020 г. по 15 ноября 2020 г. была приостановлена деятельность по организации и проведению массовых мероприятий и оснований для предложения организаторам публичного мероприятия иного времени и места у администрации не имелось.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. (часть 1.1. статьи 8)
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, то есть в случае, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, определены частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, к ним относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Статьей 3.2. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2007 г. N 47-РЗ определены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. В данный перечень включены здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Как следует из уведомления, местом проведения митинга 7 ноября 2020 г. являлась площадь Ленина, оснований полагать, что в указанном месте согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ и стати 3.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2007 г. N 47-РЗ запрещалось проведение публичного мероприятия, исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, не имелось.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок предусмотренный частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Уведомление о проведении публичного мероприятия согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 июля 2007 г. N 47-РЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 7 постановления от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" судам следует учитывать, что уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное за пределами периода, установленного частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях, не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен (часть 5 статьи 5, пункт 1 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Учитывая, что уведомление о намерении провести 7 ноября 2020 г. публичное мероприятие в форме митинга от организатора данного мероприятия Айбазова М.А. поступило в администрацию г. Черкесска согласно регламенту мэрии муниципального образования города Черкесска 28 октября 2020 г. с нарушением срока предусмотренного частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, что исключало возможность его рассмотрения, а также исходя из того, что оснований для направления обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не имелось, поскольку на основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 29 октября 2020 г. N 266 "О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 17 марта 2020 г. N 51 "О введении режима повышенной готовности" в день, определенный для проведения публичного мероприятия деятельность по организации и проведению массовых мероприятий была приостановлена, суды пришли к правильному выводу о том, что в действиях административного ответчика, выразившихся в отказе в согласовании проведения публичного мероприятия и в принятом им решении нарушений прав и интересов административного истца не допущено.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившихся в неизвещении административного истца о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку о времени и месте судебного заседания, назначенного на 24 февраля 2021 г, в котором принято апелляционное определение и оглашена его резолютивная часть, Айбазов М.А. извещен 11 февраля 2021 г, о чем свидетельствует распечатка отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором "данные изъяты", в котором указан в качестве получателя административный истец и место вручения г. Усть-Джегуда.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу А.М.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.