Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Б.О.Т. по доверенности Ф.Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 июня 2021 г. по административному делу N 2а-406/2021 по административному исковому заявлению Б.О.Т. к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения от 13 августа 2019 г. N 34 и постановления от 2 сентября 2019 г. N 1339 о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе семьи из двух человек, внести в заявку на предоставление в 2021 году субвенции из федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Балахов О.Т. обратился в суд с административным иском к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее также - администрация) о признании незаконным решения от 13 августа 2019 г. N 34 и постановления от 2 сентября 2019 г. N 1339 о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе семьи из двух человек, внести в заявку на предоставление в 2021 году субвенции из федерального бюджета.
В обоснование своих требований указал, что он уволен с действительной военной службы в звании капитана 3 ранга запаса по сокращению штата ДД.ММ.ГГГГ при выслуге действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в календарном исчислении 14 лет (в льготном исчислении 20 лет). При увольнении со службы ему выдано удостоверение о том, что он имеет право на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 г..N 237-74, от 20 января 1960 г..N 74 и Постановлением Совета Министров ССР от 17 февраля 1981 г..N 193. Местом своего постоянного жительства после военной службы он определил"адрес". 5 марта 1991 г..решением Измаильского городского Совета народных депутатов он принят на квартирный учет в льготной очереди, однако жилой площадью не был обеспечен. В связи с распадом СССР он переехал в п. Солнечнодольск, где в 2005 г..вновь поставлен в очередь на улучшение жилищных условий, а в связи с переменой места жительства в 2007 г..исключен из списка очереди на улучшение жилищных условий. В 2019 г..вновь обратился в администрацию Изобильненского городского округа с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, составом семьи 2 человека.
Постановлением главы Изобильненского городского округа Ставропольского края от 2 сентября 2019 г..N 1339 ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) в связи с тем, что он не был признан малоимущим в установленном порядке. С учетом заявленных уточнений просит признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 13 августа 2019 г..N 34 в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении); признать незаконным постановление главы администрации Изобильненского городского округа от 2 сентября 2019 г..N 1339 в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), признать за ним право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г..N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возложить на администрацию Изобильненского городского округа обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) составом семьи 2 человека: Балахов О.Т. и Балахов Д.О. (сын) и возложить на администрацию Изобильненского городского округа обязанность внести его в заявку на предоставление в 2021 г..субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 г. административный иск удовлетворен частично, за Балаховым О.Т. признано право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на администрацию Изобильненского городского округа возложена обязанность принять Балахова О.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 января 2021 г. решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 января 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 июня 2021 г. решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 г. в части удовлетворения исковых требований Балахова О.Т. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований о признании за Балаховым О.Т. право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возложении на администрацию Изобильненского городского округа обязанности принять Балахова О.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении) отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 26 августа 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 3 сентября 2021 г, представитель Балахова О.Т. по доверенности Фомина Е.В. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-I "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях. Данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).
Федеральный закон N 76-ФЗ, принятый в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, устанавливает дополнительные меры социальной защиты для военнослужащих (статья 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 20 Правил на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.
Согласно пункту 22 Правил в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 февраля 2019 г. Балахов О.Т. обратился в администрацию Изобильненского городского округа с заявлением о принятии его и его семьи составом из двух человек (его и сына "данные изъяты") на учет граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма (нуждающихся в улучшении жилищных условий).
Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 13 августа 2019 г. N 34 комиссией принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), поскольку Балаховым О.Т. не представлена справка о признании его малоимущим, к какой-либо льготной категории он не относится.
Постановлением главы администрации Изобильненского городского округа от 2 сентября 2019 г. N 1339 Балахову О.Т. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), предоставляемом по договору социального найма.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Балаховым О.Т. требований в части признания решения комиссии и постановления администрации незаконными, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых решений. Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции в указанной части, руководствуясь положениями части 2 статьи 52, подпункта 2 пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что, как при подаче заявления в администрацию Изобильненского городского округа, так и в материалы дела административным истцом не были представлены сведения о том, признавался ли он в установленном порядке малоимущим, в связи с чем оспариваемые решение от 13 августа 2019 г. N 34 и постановление главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 2 сентября 2019 г. N 1339признал соответствующими закону.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания за Балаховым О.Т. права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ, и возложения на администрацию обязанности принять Балахова О.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении), с выводом суда о том, что принятие Балахова О.Т. 5 марта 1991 г. на учет произведено в соответствии с действующим на тот момент законодательством, таким образом государство в лице СССР констатировало наличие основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени Балахов О.Т. не приобрел жилое помещение в собственность, право на обеспечение жилым помещением не реализовал, в связи с чем у Балахова О.Т. возникло право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ, суд апелляционной инстанции не согласился.
При этом, принимая в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения, закрепленные в пунктах 2, 2.1 статьи 15, статьи 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, постановлении Правительства Ставропольского края от 7 июля 2011 г..N 259-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15 октября 2012 г..N 21-П; определениях от 16 декабря 2008 г..N 1068-О-О, от 16 июля 2013 г..N 1090-О, от 23 октября 2014 г..N 2487-О, от 29 января 2015 г..N 163-О, от 25 мая 2017 г..N 1134-О и др, установив, что приказом командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N Балахов О.Т. уволен в запас в связи с сокращением штатов, выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет, в льготном исчислении - 20 лет, ему выдано удостоверение, подтверждающие наличие у него права на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 г..N 237-74, от 20 января 1960 г..N 74 и постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г..N 193; после увольнения Балахов О.Т. избрал местом своего проживания с.
Сафьяны Измаильского района и решением Измаильского городского Совета народных депутатов от 28 февраля 1991 г..N 226 был принят на квартирный учет на территории Украинской ССР; доказательств тому, что до переезда с территории Украины на постоянное место жительство на территорию Российской Федерации, им не было реализовано право как на получение от государства жилого помещения, так и на выплату денежных средств для дальнейшего приобретения или строительства жилого помещения, а также доказательств постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в Российской Федерации, как нуждающегося в получении жилого помещения, до 1 января 2005 г..им не представлено, правильно пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Балахова О.Т. о признании за ним права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г..N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и возложении на администрацию Изобильненского городского округа обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (жилом помещении).
Кроме того, судом апелляционной инстанции также обоснованно принято во внимание, что Балахов О.Т. 9 ноября 2005 г. на основании постановления N 361 главы поселка Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края был поставлен в очередь составом семьи два человека на улучшение жилищных условий при администрации поселка Солнечнодольска с даты подачи заявления 7 ноября 2005 г. в порядке, предусмотренном статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, в последующем, постановлением от 13 апреля 2007. N 31 был исключен из списка в связи со снятием с регистрационного учета и выезда на постоянное место жительства за пределы пос. Солнечнодольска, что следует из постановления от 13 апреля 2007 г. N 31; Балахов О.Т. не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном законом порядке как военнослужащий на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал требования Балахова О.Т. подлежащими отклонению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности его выводов об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Ссылка в жалобе на то, что Балахов О.Т. после увольнения с военной службы принят на жилищный учет на территории Украины, до 1 января 2005 г. и повторной его постановки на учет в качестве нуждающегося, несостоятельна и основана на неправильном толковании норм материального права.
Не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы и ссылка заявителя на разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), поскольку они даны в связи с вопросом по спору о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда апелляционной инстанции правильным, поскольку он основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данным выводом и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Б.О.Т. по доверенности Ф.Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.