Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 мая 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Камаловой Мугажират Нематуллаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан, Каспийскому межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан о признании незаконным действия специалиста Каспийского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан Абакаровой М.О, отмене решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, выслушав объяснения представителя Камаловой М.Н. Гаджиевой Э.М, предлагавшей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Камалова М.Н. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее также - Управление Росреестра по Республике Дагестан), Каспийскому межмуниципальному отделу Управления Росреестра по Республике Дагестан о признании незаконным действия специалиста Каспийского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан Абакаровой М.О, отмене решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.
В обоснование заявленных требований Камалова М.Н. указала на то, что Каспийский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан необоснованно приостановило, о чем сообщило уведомлением от 18 сентября 2020 г, государственную регистрацию права собственности на земельный участок, площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: "адрес", который был ранее предоставлен её супругу ФИО4 на праве пожизненного наследуемого владения, а после его смерти 9 августа 2016 г. факт владения и пользования которым и факт принятия наследства в виде права пожизненного наследуемого владения которым установлен решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 14 февраля 2020 г.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 25 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 мая 2021 г, административное исковое заявление Камаловой М.Н. удовлетворено. Действия специалиста Каспийского отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан Абакаровой М.О признаны незаконными и решение Каспийского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан от 18 сентября 2020 г. за N КУВД-001/2020-14248138/1 о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N отменено. На Каспийский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан возложена обязанность рассмотреть заявление Камаловой М.Н. о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, зарегистрировав право собственности за Камаловой М.Н, 19 апреля 1970 года рождения, на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: "адрес", в порядке наследования.
В кассационной жалобе Управления Росреестра по Республике Дагестан, поданной через суд первой инстанции 21 сентября 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 сентября 2021 г, ставится вопрос об отмене решения Каспийского городского суда Республики Дагестан от 25 ноября 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 мая 2021 г, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Участие представителя Камаловой М.Н. Гаджиевой Э.М. в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеконференц-связи через Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан. В судебное заседание Камалова М.Н, Абакарова М.О, представители Управления Росреестра по Республике Дагестан, Каспийского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела такого характера нарушения норм права не допущены.
Суд первой инстанции, установив, что земельный участок, по поводу регистрации права собственности на который обратилась Камалова М.Н, был предоставлен её супругу на праве пожизненного наследуемого владения до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, судебным актом установлен факт владения и пользования, а также факт принятия ею наследства в виде права пожизненного наследуемого владения этим земельным участком, и, проанализировав положения статьи 266, 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 3, 9, 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) пришел к выводу, с чем согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных административным истцом требований.
Не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций оснований не имеется.
В силу пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования; 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, положения пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ и Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ не предусматривают иных дополнительных условий для регистрации права собственности гражданина на земельный участок в упрощенном порядке, кроме прямо перечисленных в указанных нормах закона.
Закон не требует для регистрации права собственности в упрощенном порядке представления одновременно правоустанавливающего (постановление о предоставлении земельного участка) и правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности на земельный участок).
Положениями пунктов 6 и 9 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта владения и пользования недвижимым имуществом, а также факта принятия наследства и места открытия наследства при отсутствии спора о праве. При этом согласно статье 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации.
Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется (статья 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 266 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
Государственную регистрацию права собственности на земельный участок, с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: "адрес", по обращению Курбановой М.Н. от 28 августа 2020 г. Каспийский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан приостановил на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, предусматривающей приостановление государственной регистрации, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, указав на то, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ для регистрации права собственности, решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 14 февраля 2020 г. право собственности на земельный участок за Камаловой М.Н. не был установлен. Об этом Камаловой М.Н. сообщено уведомлением N КУВД-001/2020-14248138/1 от 18 сентября 2020 г.
Между тем, как усматривается из материалов дела, земельный участок, площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: "адрес", был ранее предоставлен супругу Курбановой М.Н. ФИО4 на праве пожизненного наследуемого владения 12 июня 1976 г. для ведения личного подсобного хозяйства.
Вступившим в законную силу решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 14 февраля 2020 г. установлен факт владения и пользования Курбановой М.Н. указанным выше земельным участком, а также факт принятия ею наследства в виде права пожизненного наследуемого владения земельным участком после смерти мужа ФИО4, умершего 9 августа 2016 г.
Как верно установлено судами, представленный Курбановой М.Н. для регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: "адрес", судебный акт содержит все необходимые сведения, в том числе описание недвижимого имущества, и в силу приведенных выше правовых норм, поскольку подтверждает факт владения и пользования Курбановой М.Н. этим земельным участком, а также факт принятия ею наследства в виде права пожизненного наследуемого владения земельным участком после смерти мужа ФИО4, является достаточным основанием для регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке.
На иные основания для приостановления государственной регистрации права собственности административным ответчиком в оспариваемом решении не указывалось. Не усматривается также из материалов дела данных о том, что в соответствии с федеральным законом земельный участок с кадастровым номером: 05:09:000007:694, расположенный по адресу: "адрес", не мог быть предоставлен в частную собственность. В связи с изложенным суд первой инстанции, с которым обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, правильно возложил на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление Камаловой М.Н, зарегистрировав право собственности за ней на земельный участок, в порядке наследования.
Состав лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции определен правильно, Управление Росреестра по Республике Дагестан к участию в деле привлечено. Возложение обязанности устранить допущенные нарушения на Каспийский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан, которым и приостановлена государственная регистрация права Камаловой М.Н, является верным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении приведенных правовых норм, а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого действия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: действие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судами первой и апелляционной инстанции в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов судов не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законных и обоснованных судебных актов.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Управления Росреестра по Республике Дагестан не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.