Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Сенкина А.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Вольского района Саратовской области от 28 мая 2021 года и решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 2 августа 2021 года, вынесенные в отношении Сенкина А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Вольского района Саратовской области от 28 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 2 августа 2021 года, Сенкин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 550 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Сенкин А.С. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сенкина А.С. к административной ответственности) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (пункт 1). Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года N 80-П (далее - Положение), предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Саратовской области является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений, находящихся на территории Саратовской области (далее - Объекты), требований законодательства Российской Федерации, законодательства Саратовской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Саратовской области предусмотрена административная и иная ответственность.
В силу пункта 1.4 Положения должностные лица органов муниципального земельного контроля имеют право, в числе прочего, осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Саратовской области; беспрепятственно (при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа муниципального земельного контроля о назначения проверки) получать доступ на Объекты и осматривать их для осуществления муниципального земельного контроля; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Саратовской области, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Саратовской области.
Как усматривается из материалов дела, 12 марта 2021 года консультантом отдела по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и проведению закупок комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области в отношении Сенкина А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу 11 марта 2021 года в ходе проведения на основании постановления администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 22 декабря 2020 года N2687 "О проведении внеплановой выездной проверки" внеплановой выездной проверки в отношении Сенкина А.С. по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пер. Ленинский, д.1 установлено, что названным лицом предписание от 20 августа 2020 года не исполнено, объяснения и документы об устранении указанных в нем нарушений земельного законодательства не представлены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья судебного участка N1 Вольского района Саратовской области пришел к выводу о том, что в деянии Сенкина А.С. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и постановлением от 28 мая 2021 года признал его виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную Сенкиным А.С. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 2 августа 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения, согласившись с выводом мирового судьи.
Вместе с тем, с выводами судебных инстанций о доказанности совершения Сенкиным А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, направленного на создание препятствий для осуществления, в частности, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) законной деятельности по проведению проверок, либо направленного на избежание таких проверок.
Из приобщенной к материалам дела копии предписания от 20 августа 2020 года, выданного муниципальным инспектором по муниципальному земельному контролю администрации Вольского муниципального района Саратовской области, следует, что Сенкину А.С. надлежало в срок до 20 ноября 2020 года устранить нарушение земельного законодательства, выявленное в ходе проведенной проверки, выразившееся в самовольном занятии им части земельного участка площадью 2, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Из акта от 12 марта 2021 года следует, что на момент проведения проверки Сенкин А.С. находился на месте, отказался предоставить объяснения и документы об устранении нарушения, указанного в предписании от 20 августа 2020 года.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела вопрос о том, какие именно документы отказался представлять Сенкин А.С, не выяснялся.
При этом указанное административное правонарушение выражается в умышленном воспрепятствовании проведении проверки, а неисполнение предписания об устранении нарушений земельного законодательства образует состав иного административного правонарушения.
При рассмотрении дела указанные доводы и обстоятельства должным образом не исследовались, надлежащая правовая оценка им не дана.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 2 августа 2021 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело с жалобой Сенкина А.С. на постановление мирового судьи судебного участка N1 Вольского района Саратовской области от 28 мая 2021 года подлежит возвращению на новое рассмотрение в Вольский районный суд Саратовской области.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административных правонарушениях, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 2 августа 2021 года, вынесенное в отношении сенкина А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Вольский районный суд Саратовской области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.