Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги Эфендиева А Д на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Калужского судебного района Калужской области от 8 апреля 2021 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 мая 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Трансинвест" Антонова А С по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Калужского судебного района Калужской области от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 мая 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Трансинвест" (далее - ООО "Трансинвест", Общество) Антонова А.С. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги Эфендиев А.Д. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Трансинвест" Антонова А.С, приводя доводы об их незаконности.
Генеральный директор ООО "Трансинвест" Антонов А.С, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше решения, возражения на данную жалобу не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно подпунктам "в" и "в.2" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также Закон о регистрации) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Антонова А.С. дела об административном правонарушении) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в числе иных, сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
Из пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации следует, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в данной норме, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Пунктом 6 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрено, что к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (часть 6 статьи 11 названного Закона).
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
В соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет часть 5 статьи 14.25 названного Кодекса).
Как следует из материалов дела в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о юридическом адресе ООО "Трансинвест" - "адрес" (генеральный директор Антонов А.С.) (л.д. 45, оборот).
В рамках осуществления налогового контроля сотрудниками налоговой инспекции произведен осмотр объекта, расположенного по адресу: "адрес" в ходе которого ООО "Трансинвест" по данному адресу не обнаружено.
По результатам проведенных мероприятий составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 5 октября 2020 года, в адрес генерального директора Общества Антонова А.С. и по юридическому адресу Общества направлены уведомления от 25 марта 2020 года, в которых содержались требования о предоставлении в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента направления уведомлений заявления и документов для внесения в ЕГРЮЛ достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации (л.д. 83-84).
В соответствии с отчетами об отслеживании почтовых отправлений уведомления от 12 октября 2020 года, направленные Антонову А.С. и ООО "Трансинвест", 20 ноября 2020 года возвращено отправителю, а также 29 октября 2020 года состоялась неудачная попытка вручения (л.д. 25-26).
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от 12 января 2021 года N N по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленного заместителем начальника отдела правового обеспечения государственной регистрации ИФНС по Ленинскому округу г. Калуги, основанием для возбуждения дела явились допущенные генеральным директором Общества нарушения статьи 17 и пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации, выразившиеся в непредставлении в регистрирующий орган документов, содержащих сведения об изменении адреса регистрации юридического лица: "адрес", совершенные повторно (л.д. 5-10).
Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что обстоятельства, связанные с изменением фактического места нахождения юридического лица и непредставлением в установленный Законом о регистрации срок сведений об этом в регистрирующий орган были установлены налоговым органом при проведении 11 марта 2020 года осмотра объекта по адресу: "адрес" (л.д. 99-100).
Указанный факт явился основанием для внесения 12 мая 2020 года в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице в части адреса его нахождения: "адрес", и привлечения генерального директора общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением начальника ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги от 22 июля 2020 года.
При этом мировой судья указал, что предусмотренное вменяемой статьей противоправное деяние не является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение начинает исчисляться на следующий день по истечении срока, в который подлежат предоставлению сведения о юридическом лице в регистрирующий орган, либо в день предоставления недостоверных сведений.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, поскольку положениями статьи 17 и пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации, нарушение которых вменялось по настоящему делу налоговым органом, предусмотрена обязанность по предоставлению сведений об изменении адреса места нахождения юридического лица ("адрес") в течение трех рабочих дней с момента такого изменения, неисполнение Обществом данной обязанности в установленный законом срок выявлено регистрирующим органом в марте 2020 года, по результатам чего в ЕГРЮЛ внесена соответствующая информация.
Принимая во внимание изложенное, мировой судья пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5
статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что оспаривается должностным лицом, направившим дело на рассмотрение.
Вопреки доводам жалобы заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в судебных актах, мотивы прекращения производства по делу в отношении генерального директора ООО "Трансинвест" Антонова А.С. являются обоснованными.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В рассматриваемом деле существенных нарушений, которые привели бы к неправильному разрешению дела, мировым судьей и судьей районного суда допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление мирового судьи судебного участка N 3 Калужского судебного района Калужской области от 8 апреля 2021 года и решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 мая 2021 года отменены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Калужского судебного района Калужской области от 8 апреля 2021 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 мая 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Трансинвест" Антонова А С по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги Эфендиева А Д - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.