Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохиной Надежды Ивановны к Управлению социальной защиты населения по Липецкой области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", по кассационной жалобе Ерохиной Надежды Ивановны
на решение Правобережного районного суда города Липецка от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 3 февраля 2021 года
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Ерохина Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Липецкой области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 1 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Липецкого областного суда от 3 февраля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Ерохиной Н.И. к Управлению социальной защиты населения по Липецкой области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" отказано.
В поданной кассационной жалобе Ерохина Н.И. просит решение Правобережного районного суда города Липецка от 01 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 3 февраля 2021 года отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ерохина Н.И. в период с 5 июля 1990 года по 13 сентября 1993 года работала в различных должностях в Государственной налоговой инспекции по городу Грязи Липецкой области.
С 14 сентября 1993 года по настоящее время истец работает в ИФНС России по Октябрьскому району города Липецка.
Приказом руководителя Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N N Ерохина Н.И. награждена знаком отличия "Отличник ФНС России".
ДД.ММ.ГГГГ Ерохина Н.И. обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Уведомлением Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N Ерохиной Н.И. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду того, что приказом Минфина России от 15 февраля 2019 года N20н "Об учреждении ведомственных наград Министерства финансов Российской Федерации" знак отличия Федеральной налоговой службы "Отличник ФНС" к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", Министерством финансов не отнесен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ерохиной Н.И. суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, исходил из того, что правом учреждать, а также награждать работников, в том числе Федеральной налоговой службы, ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда" с 1 июля 2016 года обладает только Министерство финансов Российской Федерации, в связи с чем, пришел к выводу о том, что на дату награждения Ерохиной Н.И. (13.10.2016 года) знаком отличия "Отличник ФНС России", у Федеральной налоговой службы отсутствовали полномочия награждать своих работников ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N388-ФЗ).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах").
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", которым она дополнена Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ и вступившим в законную силу с 1 июля 2016 года, определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (п. 1 Положения).
Согласно п.2 Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральным органом исполнительной власти в области экономической деятельности, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия, на основании которых граждане приобретают право на присвоение звания "Ветеран труда", является Министерство финансов Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N578, министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 23 сентября 2016 года N 163н "О внесении изменений в приложения N 1, N2, N 3 и N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 апреля 2015 года N70н "Об учреждении ведомственных наград Министерства финансов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 приказа нагрудным знаком могут награждаться федеральные государственные гражданские служащие Министерства, федеральных служб, находящихся в ведении Министерства, и их территориальных органов, работники финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, имеющие на момент возбуждения ходатайства о награждении нагрудным знаком: общий стаж работы (службы) в соответствующих сферах деятельности не менее 15 лет; непрерывный стаж службы в Министерстве, федеральной службе, территориальном органе федеральной службы, работы в финансовом органе не менее 3 лет.
Исходя из анализа и совокупности указанных норм права, ведомственным знаком отличия в труде Минфина РФ, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" (на дату награждения Ерохиной Н.И. - 13.10.2016 года) являлся нагрудный знак "Отличник финансовой работы".
Судами установлено, что награждение знаком отличия Федеральной налоговой службы осуществлено на основании приказа руководителя ФНС от 13.10.2016 года. На указанную дату порядок присвоения звания "Ветеран труда" регулировался Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции от 03.07.2016.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что на дату награждения Ерохиной Н.И. знаком отличия ФНС России, утвержденным в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N578 данного ведомственного знака отличия в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" у ведомства не имелось.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" (вместе с "Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия"), Приказа Минфина России от 23 сентября 2016 года N 163н "О внесении изменений в приложения N 1, N 2, N 3 и N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 апреля 2015 года N 70н "Об учреждении ведомственных наград Министерства финансов Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Ерохиной Н.И. о том, что перечень ранее утверждённых знаков отличия и право награждения ими перестает действовать только после полной реализации другим органом предоставленных ему полномочий, а Минфин России фактически учредил ведомственные знаки отличия и порядок награждения ими только 24.10.2016г, и до этого момента ФНС России не утратила права на награждение ранее утвержденными ведомственными наградами, в связи с чем, награждение Ерохиной Н.И. 13.10.2016г. ведомственным знаком "Отличник ФНС России" давало право на получение звания "Ветеран труда", не могут быть признаны обоснованными, поскольку на момент награждения ведомственный знак "Отличник ФНС России" уже не давал права на получение звания "Ветеран труда", не утверждение на момент награждения истца ведомственного знака отличия Минфина России, дающего такое право, не свидетельствует о наличии правовой неопределенности или нарушении прав истца, поскольку на момент награждения Ерохиной Н.И. ведомственным знаком отличия ФНС порядок присвоения звания "Ветеран труда" регулировался Федеральным законом от 12.01.1995г. N5-ФЗ в редакции от 03.07.2016г, при этом, то обстоятельство, что конкретные ведомственные награды Минфина России были утверждены Приказом от 23.09.2016г. N163-Н, вступившим в законную силу 24.10.2016г, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Правобережного районного суда города Липецка от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ерохиной Надежды Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.